Фото: Дмитрия Смольенко Шествие с флагами УПА в Запорожье легко сосуществует с пиаром Оппозиционного блока
«Русскую весну» жителям Запорожья удалось остановить без оружия - в апреле 2014-го в сепаратистов полетели яйца и мука.
В нынешнем году один из самых сложных регионов страны готовится к не менее важному противостоянию — местным выборам, пишет Юлиана Скибицкая в №33-34 журнала Корреспондент от 27 августа 2015 года.
Поезд Киев - Запорожье на вокзале Запорожье-1 встречает бессменный марш Прощание славянки. В его вагонах почти никогда нет свободных мест, а запорожцы шутят, что их диаспора в столице самая многочисленная.
Некогда подающее надежды на статус города-миллионника Запорожье сейчас насчитывает 760 тыс. жителей: с 1992 года население сократилось на 158 тыс. человек. Причин для такого падения две — это высокая смертность населения и массовый отток из города молодых людей.
Запорожье считается индустриальным центром Южной Украины, здесь сосредоточены зубры украинской промышленности: заводы Запорожсталь, Днепроспецсталь, Ферросплав, крупнейший в Украине завод авиационных двигателей – Мотор Сич. Правда, в свете кризиса ситуация на заводах оставляет желать лучшего. А лидер украинского автопрома, запорожский ЗАЗ,уже несколько лет балансирует на грани закрытия.
Заводы всегда были главным источником не только денег, но и проблем. Из-за того что они расположены в черте города, жители задыхаются от вредных выбросов. Именно поэтому экологическая ситуация в Запорожье становится излюбленной темой местных политиков перед выборами — на ней строятся и пиар, и антипиар.
Теперь к проблемам запорожцев добавился ещё и статус прифронтового города. Запорожье входило в сферу интересов сепаратистов для создания так называемой Новороссии, но местные оказали решительный отпор. Анонсированной «Запорожской народной республики» не получилось.
При этом тема сепаратизма стала топовой для местных политиков. А борьба перед местными выборами здесь развернулась нешуточная.
Будет интересно
Революция серьёзно поменяла политический расклад в городе. До победы Евромайдана Запорожье было абсолютной вотчиной Партии регионов, а местная оппозиция существовала в маргинальном поле. Главой области был ныне покойный Александр Пеклушенко, человек тогдашнего президента - Виктора Януковича. 12 марта он был найден застреленным в собственном доме, предварительная версия следствия — самоубийство.
Мэр города Александр Син, избранный в 2011 году от Батьківщини, уже через полгода на должности перекрасился в регионала. А заправлял делами теневой хозяин области, бизнесмен Евгений Анисимов, которого называли «смотрящим».
Противостояние Анисимова и другого известного запорожского бизнесмена, Евгения Черняка, было топ-темой запорожских новостей в 2013 году. Черняк, владелец местного ликёроводочного завода (ТМ Хортица), имеет давний зуб на Анисимова. По слухам, последний «выдавил» Черняка из города, лишив его влияния. Учитывая, что в тот период почти все городские СМИ принадлежали либо Черняку, либо Анисимову, информационная война разгорелась нешуточная.
Анисимов, по данным местных журналистов, - человек Юрия Иванющенко. Последний считался близким соратником Александра Януковича. Задачей Анисимова якобы было собирать дань с запорожских предприятий. Мэр и губернатор свою дружбу с Анисимовым не скрывали, называя его «меценатом» и «благодетелем». Всё резко поменялось в октябре 2013-го, когда «смотрящего» задержали силовики в аэропорту при попытке вылететь в Грецию.
Буквально через месяц после этого в Украине начался Евромайдан, а потом майданы прокатились по всей стране. В Запорожье он был одним из самых многочисленных. Непоследнюю роль в этом сыграла информационная кампания в СМИ Черняка против Сина и, частично, против Пеклушенко. И хотя, когда местные активисты решили взять ОГА штурмом, они были жестоко разогнаны милицией, стало понятно: Партия регионов начала терять контроль над Запорожьем.
«На фоне информационной войны в городе очень хорошо начали себя показывать общественные организации, — подтверждает запорожский общественник и политолог Роман Пятигорец. — Очень сильно выросла группа думающих людей в социальных сетях. Запорожский сегмент Facebookстал настолько монолитным, что любой призыв мог в считаные часы мобилизовать тысячи людей на площади».
После победы Евромайдана главой области вместо Пеклушенко стал экс-мэр Бердянска Валерий Баранов. Весной на Донбассе началась «русская весна», которая, по плану, должна была прийти и в Запорожье. 13 апреля точку в этих опасениях поставило «яичное воскресенье» — сторонников сепаратизма в городе забросали мукой и яйцами местные активисты Евромайдана.
Тогда Запорожье назвали «городом с яйцами», и сепаратизм был придушен. Хотя угрозы о создании «Запорожской народной республики» до сих пор звучат от лидеров местного сепаратистского движения, которые скрываются на оккупированных территориях, идея «ЗНР» провалилась.
«ЗНР» была окончательна похоронена 13 апреля 2014 года, когда люди сами, без агитации вышли на улицу, — рассказывает Корреспонденту Валерий Баранов. — Власть, правоохранители и общественники объединились и вместе дали отпор провокаторам и бандитам».
Видимо, такой крутой нрав запорожцев успокоил Киев, поэтому область четыре месяца была обезглавлена. Баранов 27 октября подал в отставку, после того, как проиграл на выборах в Раду кандидату от президентского блока Петру Сабашуку. Кстати, тогда в Раду прошёл и активист местного майдана Игорь Артюшенко — тоже от БПП.
Нового губернатора, Резниченко, представили только в конце февраля 2015 года. Но он задержался на должности всего месяц, отправившись в соседнюю Днепропетровскую область. Через две недели главой Запорожской ОГА стал нынешний губернатор - Григорий Самардак.
Теперь в городе наступила вторая политическая лихорадка. Местные выборы, на которых запорожцы назначат нового мэра и горсовет, — главная местная тема.
«Судя по последней социологии, кандидатур вырисовывается несколько: [Александр] Син, [Владимир] Буряк, [Николай] Фролов, [Владимир] Кальцев, — раскладывает политический пасьянс местный политтехнолог Павел Мясоедов. — У Сина самый высокий рейтинг, но вместе с тем и антирейтинг у него самый высокий. Сразу за ним идёт Буряк».
Буряк — личность на запорожской политической арене новая. Главный инженер Запорожстали баллотируется от Оппозиционного блокаи считается человеком Рината Ахметова, владельца этого комбината. В городе ходили слухи, что баллотироваться на пост мэра будет директор завода, молодой и амбициозный Ростислав Шурма. Но в итоге выбор пал на Буряка, который, по мнению Мясоедова, откровенно слаб — хозяйственнику трудно быть политиком.
Два других кандидата —Фролов и Кальцев — запорожцам хорошо известны. Экс-регионал Кальцев кресло мэра пытается занять давно, но вечно остаётся на втором месте. В 2001 году он проиграл выборы Александру Поляку. После смерти последнего в 2003-м Кальцев снова занял второе место, уступив первенство тогдашнему губернатору, Евгению Карташову. В 2011-м у Кальцева, казалось бы, были все шансы на успех. Но он снова остался вторым — выборы выиграл выдвиженец от Батьківщины Син. И во многом потому, что горожане голосовали именно против Кальцева.
Ректор Запорожской национального университета Фролов в прошлом году прошёл в Раду по мажоритарке от БПП и в мэры баллотируется от президентской партии. Но шансов на победу, по мнению экспертов, у него немного. Более уверенно смотрелся бы ещё один нардеп от БПП, Сабашук, у которого неплохой рейтинг. Кстати, по словам источника Корреспондента, Самардак тоже хотел баллотироваться в мэры. Но Президент эту идею отмёл.
«Син будет идти самовыдвиженцем, но у него договорённость с людьми Ахметова, — говорит Мясоедов. — Они хотят выдвинуть во второй тур пару Син - Буряк. Кто бы ни выиграл, Ахметова это устроит. Он ещё и финансирует местную Самопоміч. Если против неё будет проведена грамотная пиар-кампания, Ринат Леонидович вынужден будет отказаться от этого ресурса».
По данным Корреспондента, ранее финансированием Самопомочі занимался Евгений Черняк, а БПП в области финансирует экс-регионал, владелец завода Мотор Сич Вячеслав Богуслаев. По мнению Богдана Василенко, главного редактора крупнейшей местной газеты - Суббота+, Черняк спонсирует ещё одного кандидата в мэры — экс-гаишника Валерия Пожидаева, а также местных радикалов Олега Ляшко.
Сам Черняк уже давно живёт в США и постоянно подчёркивает, что не имеет никакого интереса в Запорожье, а все слухи о спонсировании отрицает. Да и возвращаться он якобы не планирует.
Местные выборы в Запорожье, как и по всей стране, будут грязными и жёсткими, уверены эксперты. В ход пойдут технические кандидаты, подкуп и мощный антипиар. При этом делать ставки, кто же всё-таки займет мэрский трон и получит большинство в горсовете, эксперты не рискуют.
Притом что Оппозиционный блок пытается закрепиться в городе, в области его позиции сильно просели. В Бердянске лидирует самовыдвиженец Александр Пономарёв, в Мелитополе активно набирает вес кандидат от БПП Сергей Минько.
Эксперт: Задача Ахметова — сформировать большинство в горсовете, чтобы подготовить плацдарм для парламентских выборов. Он сильно потерял финансово, и эти выборы для него последний рубеж
«Задача Ахметова — сформировать большинство в горсовете, чтобы подготовить плацдарм для парламентских выборов. Он сильно потерял финансово, и эти выборы для него последний рубеж. Поэтому скупают всех, кого только можно скупить. Так что будет очень интересно», — заключает Мясоедов.
Ленин и АТО
В перерывах между политикой запорожцы обсуждают три темы — строительство мостов, декоммунизацию и мобилизацию.
Первая занимает бессменное лидерство по обсуждаемости с 2001 года, когда впервые был поднят вопрос о строительстве новых мостовых переходов. Для запорожцев это очень важно: правый и левый берега Днепра соединяют всего лишь два моста — Преображенского и плотина ДнепроГЭС. Оба в критическом состоянии и требуют ремонта.
Стройка замораживалась и размораживалась до 2013 года, когда финансирование стало поступать более-менее стабильно, а работы активно продвигались. Но сейчас в игру вступил экономический кризис: денег на мосты снова нет, а местная власть честно признаётся, что не знает, когда они появятся.
Декоммунизация в городе пока не стартовала, но её предстоящие масштабы впечатляют: в Запорожье почти каждая вторая улица носит коммунистическое название. Больше всего здесь представлен «вождь народов» Владимир Ленин
Декоммунизация в городе пока не стартовала, но её предстоящие масштабы впечатляют: в Запорожье почти каждая вторая улица носит коммунистическое название. Больше всего здесь представлен «вождь народов» Владимир Ленин — его именем названы улица, площадь, проспект, порт и ДнепроГЭС. Но главным камнем преткновения стал огромный памятник Ленину. О том, сносить его или нет, до сих пор идут жаркие споры.
Когда в прошлом году по стране прокатился «ленинопад», в Запорожье памятник тоже хотели снести местные радикалы. На защиту Ленина встали пенсионеры и левые. В городе отчетливо чувствовалось напряжение. Но провокаций удалось избежать.
«Помню, приезжали ребята из Львова, хотели Ленина снести, — рассказывает Корреспонденту Самардак. — Я с ними говорил, что, мол, ребята, мы же хотим в Европу, так не делается».
В порту им. Ленина, под памятником, одно время собирался местный Антимайдан — для круглосуточной охраны. Потом Ильича в вышиванку нарядил местный журналист Юрий Гудыменко — как он сам объяснил, для компромисса. Власть пока так и не решила, что же делать со скандальным монументом. А мнения горожан разделились.
Противники памятника апеллируют к тому, что в условиях прощания с советским прошлым Ленин тоже должен уйти с постамента.
«У нас и так в городе слишком много Ленина - хотя кто он такой для запорожцев? — возмущается местный житель Андрей. — Лучше сделать на этом месте сквер или памятник нашим героям, погибшим в АТО».
Сторонники Ильича парируют: именно при Ленине была построена носящая его имя ДнепроГЭС, да и вообще снос монумента сейчас неактуален.
«Я не считаю, что Ленин в Запорожье — это главная проблема, — уверена Тамара Балаева. — Ленин тоже часть истории, пусть сейчас и немодная. Он — символ города, и не думаю, что будет правильно просто так снять его с постамента и водрузить туда условного Тараса Шевченко. Ну и, честно говоря, страшно подумать, что начнётся, если Ленина всё же снесут. Мы и так живём в прифронтовом городе».
То, что Запорожье всё-таки прифронтовой город, ощущается исключительно по указателям к ближайшим бомбоубежищам. Тем не менее мобилизация и война постоянно на слуху. Много запорожских бойцов погибло в иловайском котле в августе прошлого года. Большинство из них числились пропавшими без вести и были захоронены как неизвестные солдаты. Только недавно воинов опознали и похоронили с почестями.
Шестая волна мобилизации закончилась в Запорожье с неплохим результатом — область выполнила план на 75%. Для этого приходилось идти на крайние меры. Повестки вручали на блокпостах на выезде из города. Сотрудники военкомата даже останавливали автобусы с рабочими заводов, пытаясь вручить повестки. Всё это накаляет и без того горячую обстановку.
«Запорожье всегда было сложным регионом, — подводит итог политолог Вадим Карасёв. — Сейчас есть внешняя угроза сепаратизма, и она останется до тех пор, пока конфликт на Донбассе остается в тлеющем состоянии. Но намного важнее угроза внутренняя — это проблемы с заводами и, соответственно, сокращение рабочих мест. Центральная власть воспринимает Запорожье как периферию, но ей нужно усиливать свои позиции».
***
Этот материал опубликован в №33-34 журнала Корреспондент от 27 августа 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.