Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии начали праздновать приблизительно с IV века.
Согласно преданию, родилась Мария в галилейском городе Назарете в семье праведных Иоакима и Анны. Прожив вместе 50 лет, эта пара оставалась бездетной, что среди евреев считалось признаком греховности и знаком гнева Божьего. Супруги терпеливо несли свой крест, моля Всевышнего о чуде. Но однажды первосвященник в Иерусалимском храме отказался принять у Иоакима положенную жертву, назвав его грешником. От позора и обиды Иоаким ушел в пустыню, дав обет не возвращаться домой, пока Господь не услышит его молитвы. А Анна молилась дома. Вскоре явившийся обоим супругам Ангел сообщил, что их мольбы услышаны. Через девять месяцев у них родилась дочь, которую назвали Марией (по-еврейски — госпожа, надежда). А когда ей исполнилось три года, родители, выполняя свой обет посвятить ребенка служению Богу, отвели малышку в Иерусалимский храм.
В народе этот праздник называется Второй (Малой) Пречистой. С давних времен особые надежды быть услышанными Божьей Матерью в этот день питали бездетные женщины.
Народные синоптики утверждают: если на Вторую Пречистую идет дождь, придется ходить под зонтом и следующие 40 дней.
Между тем иудеи с вечера 20 и по 22 сентября отмечают наступление Нового 5778 года (по еврейскому календарю). Рош Ха-Шана — это не только веселый и красочный, но и глубоко религиозный праздник: по преданию, в эти дни Всевышний открывает книгу, в которой записаны поступки каждого человека, совершенные в течение года, и принимает решение, кому даровать жизнь, а кто должен умереть, кого возвысить, а кто за свои грехи получит испытания…
Тора называет Рош Ашана «Днем трубного гласа». Каждый иудей обязан слушать издаваемые шофаром (бараньим рогом) звуки, которые в синагогах звучат по сто раз в каждый день праздника. Шофар призван напомнить людям о Судном дне и возвестить начало десяти дней покаяния («грозных дней») — если в течение этого срока искренне раскаяться в грехах, то в Йом Кипур, отмечаемом через десять суток после Нового года, Всевышний может простить провинившегося и записать его в Книгу Жизни.
По традиции на праздничных столах евреев в эти дни обязательно должны быть сладкие блюда (хала и яблоки с медом), чтобы наступивший год был сладким, гранат (знак «умножения заслуг»), рыбья или баранья голова («чтобы быть в голове, а не в хвосте»). А в некоторых общинах, чтобы жить богато в новом году, едят нарезанную кружочками морковь, формой и цветом напоминающую золотые монеты.