Сретению Господню посвещено множество полотн.
15 февраля православный мир отмечает Сретение Господа нашего Иисуса Христа. В этот день верующие вспоминают евангельскую историю о том, как на 40-й день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф пришли в храм, чтобы принести положенную евреям жертву очищения. Почему этот праздник так важен для нас и что он символизирует, мы узнали у наместника Киево-Печерской лавры владыки Павла.
ВСТРЕЧА С БОГОМ
— Владыка, если перевести дословно, то праздник переводится, как "встреча Господа нашего Иисуса Христа". Но ведь Иисус ни с кем не встречался в этот день, Он вообще еще младенцем был!
— Чтобы было понятнее, скажу проще. В народе сретением называют встречу зимы с весной. Так вот символически праздник Сретения Господнего означает встречу Ветхого и Нового заветов. Окончание Ветхого и начало Нового. То, что в Ветхом завете было словом и пророчеством, в Новом стало плотью — телом Иисуса Христа. И неправда, что не было встречи. Она была. Иисуса ждал Симеон Богоприимец — человек ветхозаветный, который переводил книги пророка Исаии на греческий.
Египетский царь Птоломей II хотел пополнить свою Александрийскую библиотеку книгами Ветхого Завета. В числе 72 ученых прибыл и праведный Симеон. Есть такое воспоминание, когда праведный Симеон занялся переводом, обнаружил странные, как ему показалось, слова: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына", — и решил слово "Дева" заменить на "Жена". Однако в тот момент, когда он хотел исправить текст, ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от чистой и пренепорочной Девы". С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Господа. И вот праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм в тот самый день — 40-й по Рождестве Христовом, когда Дева Мария и муж ее Иосиф совершали обряд очищения.
ОЧИЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
— Владыка, а что за обряд?
— По закону Моисееву, еврейские женщины после родов 40 дней не имеют права приходить в храм. Эти дни считаются днями очищения. По истечению 40 дней женщина приносила в храм жертву, и над ней читалось две молитвы (просилась помощь Бога в очищении от скверны). Еще две молитвы читались над младенцем (чтобы Господь сохранил ребенка в вере, в чистоте и послушании Богу). После этого женщина имела право приходить в храм и участвовать в таинствах. Пречистая Дева Мария не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В качестве жертвы Иосиф и Мария принесли двух голубей. Голубь и сегодня — символ Духа Святого. По апокрифам голуби эти куплены были на те средства, которые принесли волхвы младенцу Иисусу. Когда же праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что ребенок, которого держала Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". От того его стали звать Симеоном Богоприимцем. Он благословил Деву Марию и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец". Так что в этом празднике очень много символов. Это день, когда человек воочию увидел Бога, мог принять его на руки, покачать... Это же великое счастье! По преданию, Симеон принес очистительную жертву, которую принесли Мария и Иосиф, удалился домой и в этот день преставился. Как и было предначертано ангелом — после того, как увидел Христа Спасителя.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ
— Что в этот день должен делать верующий человек?
— Конечно же, молиться. Пойти в храм на праздничное богослужение, принять участие в церковных таинствах. Вообще праздник Сретения — праздник радостный. Ведь он символизирует встречу человека с Богом. Кроме того, нашим женщинам это еще одно напоминание о том, как нужно чтить церковные традиции: очищаться самим, приводить ребенка в храм, совершать молитвы. Вымаливать божественное благолосвение для своей семьи, своих детей.
— Иисуса принесли в храм на 40-й день. Но очень многие боятся числа 40, связывают его со смертью...
— Число 40 имеет огромное значение. 40 дней Спаситель был в пустыне искушаем дьяволом и победил. 40 лет Моисей водил евреев по пустыне и вывел... Это число скорее символизирует духовную полноту испытаний. 40 дней душа ходит по мытарствам. Мать на 40-й день после родов получает разрешительную молитву и благословение ребенка. Вообще, число 40 постоянно сопровождает нас. Ветхозаветный потоп длился 40 дней и ночей. Столько же дней ждал Моисей заповедей Божиих на горе Синай. Цари Давид и Соломон правили по 40 лет каждый. Сорок дней скрывался пророк Илия. Столько же дней испытаний ожидали Иону в древней Ниневии. 40 лет евреи ходили под игом филистимлян. Наконец, 40-дневный пост в Христианстве, 40 дней — время Великого поста, который предшествует Пасхе. Так что числа 40 не надо бояться, наоборот, принимать с радостью, и за все испытания благодарить Бога.
Древнейшие изображения Сретения можно найти на мозаике храма Санта-Мария Маджоре в Риме (V век) и на эмалевом кресте Латеранского музея (V—VI в.). Иконография же праздника окончательно сложилась к IX—X векам и с тех пор практически не менялась.
СИМВОЛИЗМ ИКОНЫ СРЕТЕНИЯ: ЕДИНЕНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ
Символизм. В центре праздника — Сретение Мессии, встреча Ветхого и Нового заветов, а тема очищения Матери забыта. Иисус Христос сидит на протянутых руках Симеона и благословляет его (как на нашей иконе), иногда изображают на руках у Девы Марии или передающей Богомладенца святому Симеону. Христа не изображают спеленутым, как обычно пеленают младенцев. На иконах Он одет в короткую рубашку, ножки не покрыты. Момент встречи происходит в храме, перед престолом (на престоле иногда — крест, свиток или книга). По сторонам от престола изображены Богородица, святой Иосиф и святой Симеон. Матерь Божия протягивает покрытые мафорием руки — это жест приношения жертвы, ведь только что Она передала Сына в руки Симеона Богоприимца. Святой старец склонился в знак благоговения. Личность святого Симеона Богоприимца играет особую роль — он носил на руках Воплощенное Превечное Слово. Богомладенец "на старческих, яко на престоле седит руках" (вечерня, стихира Андрея Критского, глас 8-й). Богослужебные тексты прославляют его как величайшего из пророков. Однако на нашей иконе ничего не указывает на священство Симеона — на нем длинная одежда, босые ноги, голова не покрыта, длинные волосы.
Иосиф сопровождает Пресвятую Богородицу, неся в складках плаща жертвоприношение бедных родителей: две горлицы или два птенца голубиных. Эти птицы — символ Церкви израильской и Церкви языческой, а также символ двух Заветов, общим и единым главой которых есть Христос.
На втором плане за спиной Симеона изображена святая Анна, дочь Фануилева, вдова 84 лет. Ее голова изображена в профиль и поднята кверху, а лик — с пророческим вдохновением. Она удостоилась видеть Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца, по закону Моисееву.