Что стоит за традицией лезть в холодную воду. Фото: AFP
"В празднике Крещения Господня церковь утверждает нашу веру в высочайшую тайну Трех Лиц Единого Бога, учит прославлять Святую Нераздельную Троицу и показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, — раскрывает суть торжества владыка Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский. — Ведь наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, который и является благодатным даром святого Крещения. Сегодня, на первый взгляд, все верующие. А настоящих христиан маловато. Следует помнить, что не всякий говорящий "Господи, Господи!" войдет в Царствие Небесное. В Царствии Небесном, как мы читаем в молитве "Отче наш", царит любовь, мир и божественная благодать. Думаю, каждый человек интуитивно ощущает, есть ли в собеседнике божественная благодать или нет. Если она есть, то человек говорит с вами с каким-то внутренним трепетом, осторожностью и тихой радостью. Тот, в ком есть эта благодать, просто не сможет причинить вреда другому созданию или человеку. Вот она, тайная сила Духа Святого. И дается эта сила в таинстве Крещения. Но часто встречаются те, кто на словах верит в Бога, а только живет как неверующий, и сеет не евангельскую благодать, а плодит человеческое падение.
ТАИНСТВО В РАЗРЕЗЕ. Перед тем как Господь вышел на Свое служение спасению мира, Он принял Крещение в реке Иордан от великого пророка Иоанна Предтечи, который был послан, чтобы приготовить людей к принятию Господа. По древней традиции, таинство свершалось дважды в год — в навечерие Богоявления и Пасхи. Начиналось оно с оглашения, в ходе которого человек готовился к крещению, изучал "Символ веры", вникал в учение церкви. Оглашенные могли стоять на литургии до фразы священника: "Оглашенные, изыдите", после — удалялись. На литургии оставались только крещеные, которые выслушивали все молитвы и причащались. Кстати, крестить прежде мог только епископ. С введением миропомазания таинство крещения могут совершать и священники, а не только высшее духовенство. Совершая миропомазание, священник говорит: "Печать дара Духа Святого", после чего на крещаемого символически низводится Дух Святой. Так человек становится членом Церкви Христовой, исполняя слова Христа Спасителя: "Аще не родится от воды и духа, не может быть Мой".
СИМВОЛИЗМ ОБРАЗА: голубь и пещера-Иордан
Все детали евангельского события Крещения Иисуса Христа можно увидеть на иконах. Изображение передает главный смысл происходящего, а символические детали дают нам возможность воспринять этот смысл полнее и глубже.
В этот день людям была открыта истина о триипостасном Боге: "Троица Бог наш Себе нераздельно яви; ибо Отец явленным свидетельством сродство возгласи, Дух голубиным образом сниде с небес, Сын пречистый верх Cвой Предтечи подклони и крешся...".
В верхней части иконы Крещения Господня помещена часть круга, символически изображающая разверзнутые Небеса. Это указывает нам на присутствие Бога (на более древних иконах можно встретить благословляющую руку).
Отсюда нисходят на Иисуса лучи со спускающимся Духом Святым в виде голубя. Явление Духа Святого в виде голубя святые отцы Церкви объясняют аналогией с потопом: как мир был очищен от беззаконий водами потопа, и голубь принес масличную ветвь в Ноев ковчег, возвещая о мире и прекращении потопа, так и теперь Дух Святой нисходит в виде голубя, чтобы возвестить разрешение грехов и милость Божию вселенной. Также голубь являлся жертвенной птицей в Израиле. Этим подчеркнут характер будущего служения Иисуса Христа.
Христос и Иоанн Креститель. Песнопения праздника повествуют нам, что взявший на себя грехи мира "покрывается водами Иордана". Именно потому на иконе Спаситель изображен стоящим в водной пещере. Погружение всего тела символизирует смерть для греха и рождение свыше, как осознанное решение Иисуса исполнить волю Божью.
В этой иконе Спаситель занимает центральное место, изображается движущимся в сторону Иоанна Предтечи (это означает, что Спасителю принадлежит инициатива, Он, Владыка, пришел к рабу Божьему, прося крещения), наклонив Свою главу под его руку.
Правой рукой благословляет воды Иордана, освящая их Своим погружением. Отныне вода становится образом не смерти, а рождения для новой жизни.
На некоторых иконах Спаситель изображен с набедренной повязкой, но на большинстве икон, в соответствии со смыслом богослужебных текстов, — обнаженным. Символически это значит, что, обнажаясь плотью, Христос тем самым одевает наготу Адамову, а с ним — и всего человечества, в одежду славы и Вечности.
Святой Иоанн Предтеча священнодействует, возлагая правую руку на главу Спасителя: "...не смею держати верх Твой пречистый, Ты мя освяти, Владыко, Божественным явлением Твоим". Иногда в его левой руке может быть изображен свиток — символ проповеди.
Иконы Крещения. Чаще Христа изображали без одежд, как Адама.
СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ. Икона Крещения имеет аналогию с ветхозаветными прообразами. У ног Спасителя среди рыб в Иордане могут быть изображены две фигуры — мужчины и женщины. Это аллегорические изображения водных стихий — моря и реки. Обнаженный мужчина — символ Чермного моря (то есть "моря камышей", или Красного моря, воды которого расступились, пропустив Моисея и еврейский народ во время Исхода из Египта), повернут к Спасителю спиной, а женщина, символ реки Иордан, полуобнажена и изображается обычно убегающей или сидящей на рыбе (ср. библейское пророчество о Крещении: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять" (Псалом 113).
По другую строну от Иоанна Предтечи изображены ангелы, держащие пелены и исполняющие роль служителей в совершающемся священнодействии.
Ветхозаветные прообразы. Символы водных стихий — моря и реки.