Патриоты верят в освобождение Донецка. Фото: AFP
О том, что в Донецке с момента начала военных действий остались, говоря сухим языком канцелярии, проукраински настроенные граждане, известно всем. Боевики так называемой "ДНР" ищут их днем и ночью, чтобы обвинить в диверсиях, корректировке артиллерийского огня и других "преступлениях". Сегодня.ua пообщалась с дончанами и узнала, как им живется. Имена наших героев мы изменили ради их безопасности.
"Нам было не до политики""Когда я вижу в интернете высказывания "На Донбассе все сепаратисты!" мне уже не хочется плакать от обиды, как в прошлом году. Я уже понимаю, что радикалы есть везде, с обеих сторон, что умные и трезвомыслящие люди так никогда не скажут. Мы остались в Донецке с детьми, потому что не могли бросить полупарализованных бабушку и дедушку. Они нетранспортабельны, да и везти их в неизвестность мы не хотели. Кто бы нам сдал квартиру с таким "багажом" – двое маленьких детей и двое лежачих стариков? Поэтому остались, пережили все обстрелы, но образ мыслей не поменяли", – рассказала дончанка Мария Крюковская.
По словам Марии, ни она, ни ее семья никогда не были настроены ни проукраински, ни пророссийски. "Как все мы ругали правительство, охали над ценами, шутили над политиками, и одновременно размахивали нашим украинским флагом на Евро-2012 на "Донбасс Арене", гордились нашими футболистами. Не до политики нам было, как-то не обсуждали мы ее никогда. В прошлом году, когда все началось, нас много раз приглашали на митинги за "ДНР" – мы отказывались, не понимая, зачем все это нужно. Потом нам припомнили наши отказы – соседи называли нас "бандеровцами". Хорошо еще, что никто не донес на нас в "МГБ", хотя многие соседи и грозились", – вспоминает Марина.
Фото: Соцсети
"Не думали головой"Дончане-патриоты за почти два года научились жить бок о бок с теми, кто не разделяет их взгляды. По их словам, злобы или агрессии к оппонентам они не испытывают. "В прошлом году, когда были жуткие обстрелы летом и осенью, хотелось пойти и дать по лицу всем, кто кричал "наши мальчики!" в адрес боевиков. А потом вдруг стало жалко – их, дураков, и себя, – говорит дончанин Андрей Юрковский. – Никто из них не сел и не подумал своей головой: как жить отдельно от Украины? Как прокормиться, если у нас тут только уголь и металлургия? А продукты, одежда, обувь, техника – откуда? Разговаривал когда-то, убеждал, мол, ну чисто экономически же – никак. Но меня, понятное дело, не слышали, говорили: "Вот Россия нас присоединит – и заживем!" Второй год уже "присоединяются", а Россия сюда только "освободителей" поставляет и продукты несъедобные".
Абсурдный фильм, который скоро закончитсяПодавляющее большинство собеседников Сегодня.ua работают на "удаленке". Зарплату получают на банковские карточки, обналичивая ее либо в Донецке, сразу в рублях, либо на подконтрольных территориях, куда периодически выезжают.
"Общаясь в другом городе с поборниками "республик", я предлагаю им переехать в Донецк. Готов им предоставить бесплатно жилье – только пусть едут. Но все почему-то отказываются", – отмечает Юрковский.
Когда-то бывшие вне политики, по их собственному признанию, дончане сейчас не могут оставаться в стороне. "Патриоты мы или нет – не знаю, мы просто трезвомыслящие люди. Да, круг общения у нас сокращен до минимума, мы не можем вслух высказать свое отношение к происходящему, но мы живем и верим в то, что Донецк будет освобожден. Знаю людей, которые купили последние украинские флаги – на книжном рынке в Донецке. Их берегут в самых укромных уголках – ждут того дня, когда можно будет его вывесить в освобожденном городе. Я и мои друзья каждый месяц перечисляем деньги волонтерам, не говоря уже о налогах, которые с моей зарплаты идут в бюджет и Пенсионный фонд. Покупаем футболки с украинской символикой – например, у меня есть футболка с башней донецкого аэропорта. Я считаю ее символом нашей стойкости, а деньги за ее покупку ушли на помощь бойцам", – говорит дончанин Константин Ревуцкий.
Фото: Соцсети
Окружающую реальность дончане-проукраинцы не то чтобы совсем не воспринимают, но относятся к ней как к абсурдному фильму, который скоро закончится.
"Возможно, сторонники боевиков просто запуганы. И именно поэтому они строят какое-то сумасшедшее "государство" с пионерией, "захарятами", добровольно-принудительными мероприятиями, с требованиями того же "министерства госбезопасности" быть бдительными и сообщать о подозрительных лицах – и при этом жить за счет гуманитарки, иметь паспорта Украины и требовать от нее что-то… В XXI веке, когда идет расцвет технологий, в Донецке радостно докладывают о ремонте трех километров дороги и чуть ли не праздник организуют, – удивляется Евгений Кушнир. – В принципе, отчего ж и не порадоваться по поводу дороги, но это, согласитесь, не должно быть из ряда вон выходящим событием".
"Если в автобус заходит боевик – стараюсь пересесть подальше"Когда приходится общаться с людьми пророссийских взглядов, дончане-патриоты говорят, что научились держать себя в руках, не вступать в полемику лишний раз. "А зачем? Что мы им докажем или объясним? Все – взрослые люди. А если отсутствует аналитическое или критическое восприятие реальности, так тут, как говорится, медицина бессильна", – убежден Андрей Юрковский.
"Если в автобус заходит боевик, я стараюсь, сморщив нос, пересесть подальше с недовольным видом. Окружающие обычно тоже начинают отходить подальше от солдата, а он стоит, удивляется, принюхивается… Еще я принципиально не хожу в "отжатые" супермаркеты, отовариваюсь на рынках, у уже знакомых продавцов. Не принимаю участия в городских "празднествах", рассказываю сыну, что такое патриотизм и объясняю понятие "гражданин страны", – утверждает Марина Скобец.
Фото: Соцсети
Большие встречи единомышленники не проводят. "Не хватало, чтобы нас всех сразу арестовали! – с горькой иронией говорит Константин Ревуцкий. – Мы собираемся с друзьями по три-четыре человека, обсуждаем дела наши скорбные. Иногда шепотом можем спеть гимн Украины. При этом еще два года назад мы и представить себе такого не могли, что будем напевать именно эту мелодию. Я знаю, что в Донецке сотни, если не тысячи патриотически-настроенных граждан, но знаком лишь с десятком из них, так что я не знаю, как у других. В соцсетях я встречал смельчаков, которые фотографируются с украинской символикой на фоне Донецка, Макеевки, Горловки, как бы говоря, что здесь остались нормальные люди. Хотя, будем честны, среди сторонников "ДНР" есть тоже нормальные – но они одурманены, зомбированы телевидением. В общем, они – точно такие же, какими считают нас, украинцев".
Так же как и все остальные, проукраинские дончане стоят в очередях на блокпостах, ночуют у шлагбаума на КПП, покупают продукты и вещи втридорога. Но искренне не понимают действий властей Украины. "Непонятные законы о переселенцах, о лишении пенсий и зарплат, о запрете автобусных поездок… Все равно все находят обходные пути за деньги, а осадочек, как говорится, остается", – говорит дончанка Марина Скобец".