История в касках. Художников майдановцы уважали за умение работать при любых условиях.
Два года назад, 21 ноября, украинцы вышли на Майдан и позже образовали огромное сообщество, сдвинувшее колесо нашей истории с привычного курса. Эмоциональный подъем был настолько велик, что люди были способны на чудеса. Это событие принесло украинцам множество артефактов и символов, и одно из самых ярких — каски, в которых почти постоянно находились активисты, в каждую минуту готовые к бою. "Сегодня" пообщалась с художниками, которые создали целую летопись украинской истории, изобразив ее на строительных касках.
РИСУНОК ДУШОЙ. Уманец Василий Власюк кем только не был — и редактором, и иллюстратором, и механиком кукол, и бутафором-декоратором, и оформителем спектаклей в театре. Закончив Ленинградский госуниверситет, остался в России. "Поначалу было неплохо, я занялся психологией творчества, — говорит Василий. — Читал лекции в университете, писал диссертацию о проблемах креативности. Все оборвалось неожиданно — в Киеве начался Евромайдан. Реакция россиян, соседей, знакомых и даже близких друзей ошеломила и потрясла: столько злобы, ненависти к "хохлам" давно не встречал. Началась интенсивная обработка умов телевидением и прессой. Именно тогда понял, что пора возвращаться на родину. Так я попал на Майдан, после которого переехал домой окончательно".
Вместе со своим другом из Умани они ходили по столичным баррикадам, мерзли возле сцены, знакомились с активистами, среди которых был и Анатолий Кравец — под его руководством художники и любители занимались росписью касок в здании киевской горадминистрации. "Первым каску расписал тернопольчанин Юра Яськив по прозвищу Пикассо, — говорит Василий. — Для работы он использовал разноцветные маркеры. Идея упала на благодатную почву и буквально взорвалась сотнями творческих интерпретаций. В КГГА была гора расписанных касок, при разглядывании которых у меня просто перехватывало дыхание: хатки, украинские пейзажи, калина, маки и другие цветы, фантастические птицы и звери. Множество касок с орнаментом — от простых, незатейливых, выведенных скорее не рукой, а мудрой душой, которая все знает и чувствует, до искусных петриковских росписей. Там были персонажи мультфильмов, росписи, сделанные в стиле городского граффити и странные авангардистские. Встречались совершенно необычные каски, покрытые каким-то ажурным плетением, были надписи и пожелания, поражающие своей афористичностью и глубиной. Это не могло не воодушевить. Меня как магнитом потянуло к столу с подготовленными для росписи касками".
ПЕРЕЕЗД К ЭПИЦЕНТРУ. Обстановка в здании КГГА поражала: у двери вам напоминают, что при входе в зал следует снимать шапку, входящие ведут себя немного робко, понимая, что здесь рождается новый мир. Новогодняя елка, на плазменной панели — непрерывные новости, у стены на матрасах отдыхают приехавшие на Майдан иногородние, у микрофона — различные лекции, презентации. "Этот драйв заряжал и помогал работе, — вспоминает художник. — К моему столу подходили люди, рассматривали, стараясь не мешать. Некоторые просили попробовать и тут же получали краски с кисточками. Нужно было видеть их восторг! Когда майдановцы оставили КГГА, ушел и я, перейдя на новое место — в Украинский дом. Расписанные каски в спешке складывались в мешки и куда-то уносились — мне удалось забрать и сохранить лишь часть, но большинство из их исчезли. Каждая из расписанных на Евромайдане касок — поразительный памятник тому времени: в них отразилась ментальность моего народа с его творческой природой, настроенной на созидание, удивительным эстетическим чутьем, артистичностью, тонкой и доброй душой. Почти все каски были пластиковыми, строительными, в них не было ничего военного и агрессивного. Они воплощали идею защиты, и в этом тоже суть украинской ментальности, ведь война для нас — лишь защита своей земли, а не захват чужой.
Украинский дом был ближе к эпицентру событий: прямо из вестибюля были видны баррикады, отделяющие нас от цепи "Беркута". Может, потому и атмосфера там более деловая. Новый коллектив состоял больше из художников-профессионалов. Здесь я познакомился с Татьяной Чепрасовой, изображавшей на касках библейские аллегорические сюжеты, Викторией Зырянской, помещавшей на них утонченные иконописные лики, Аней Львовой — мастерицей петриковской росписи, Игорем Леви, Оксаной Самойленко, Натальей Кадин-Фесенюк, Ириной Нагорянской, Францем Господарчуком и другими. Этажом ниже работала еще и "Мистецька сотня", а чуть дальше по Крещатику — "Мистецький Барбакан". А вообще же каски расписывались во многих точках Майдана и расходились от безымянных авторов по всем направлениям — это было поистине народное творчество".
"А У НАС ТУТ ЮРОДИВАЯ". Майдановские бойцы подходили к художникам и робко спрашивали, сколько стоит расписать каску. Удивлялись, что бесплатно (там, правда, стоял ящичек с надписью "На нужды живописи"). "Заказов было много — бывало, что мы не откладывали кисти круглосуточно, — говорит Власюк. — Сама атмосфера порождала дикий драйв. К художникам майдановцы относились с пониманием и уважением, смешанными с удивлением. Таня Чепрасова как-то рассказала, что подслушала, как майдановцы рассказывали о ней другим бойцам: "А это у нас тут такая юродивая. Тут шум-дым, стреляют, все бегают, "Беркут" поджимает, а она себе сидит, краски мешает, малюет чего-то". Но такое дзеновское спокойствие было не всегда. Бывало, что приходилось срочно эвакуироваться из Украинского дома, бросая все. Расписанные каски тоже уносились из КГГА, но в спешке большинство из них потерялись".
Традиции. От мастера петриковской росписи Анны Львовой.
Из Библии. Вечные аллегории от Татьяны Чепрасовой.
Как икона. Каски Виктории Зырянской сродни образам.
Новый взгляд. Василий Власюк соединил петриковские узоры с национальными символами Украины.
Фольк-гот. Каска постмайдановская, с соединением готических и украинских элементов.
В ПОМОЩЬ НАШИ ВОИНАМ
"С началом войны почти все мои знакомые майдановцы пошли на фронт, — говорит писатель, волонтер из Тернополя Лилия Мусихина. — Мы стали думать, как заработать деньги и хоть как-то поддержать их. Так возникла идея расписывать каски и продавать их. Потом в качестве объектов для росписи стали служить и гильзы.
Очень распространенная тема в нашем творчестве — кобзари. Мне она очень близка — книжка, которую я закончила писать как раз перед Майданом, была о них. Вдвойне приятно было во время событий на главной площади страны встретиться с настоящим кобзарем (о бандуристе Тарасе Грывуле, который сейчас воюет на передовой, "Сегодня" писала 21 сентября в материале "Из-за бандуры меня принимают за снайпера". — Авт.), да еще и быть с ним в одной сотне. Его изобразили на одной из касок — ее расписал тернопольский художник Николай Кафтан. На интернет-аукционе за нее удалось выручить около $300. Собрав еще денег, мы приобрели автомобиль, который уже давно на передовой".
ПОМОЩЬ ПРЕДКОВ
В круговой композиции Василий изобразил воинов Украины разных эпох — от Киевской Руси и Богдана Хмельницкого до УПА и армии Нестора Махно, помогающих нашему современному воину охранять восточные территории в трудный час.
БОЛЬ И ГОРЕ ИЛОВАЙСКА
Посвящена событиям в Иловайске и называется "Не радійте, воріженьки, ми ще піднімемось". Враги изображены в виде убийц из Мордора (зловещей местности во "Властелине колец").
НА ЗАЩИТЕ НАЦИИ
Была создана, когда только началась война на Востоке. "Я был поражен глумлением над нашими национальными символами и мученическими смертями украинцев, которые попытались этому воспротивиться, — говорит автор. — Эта каска агрессивна, она — отражение моего возмущения и ненависти вперемежку с отвращением ко лжи бывших братьев о "гражданской войне на Украине" и "украинских фашистах" с параллельной лицемерной заботой о простых украинцах — жертвах "хунты".
О ЗАХВАТЕ КРЫМА
Эта обгоревшая каска также из сожженного Дома профсоюзов. Василий сделал ее, когда появились "зеленые вежливые человечки" в Крыму. Назвал ее "Борьба ангела с демоном". Позже немного ее доделал и усовершенствовал, но фото обновленной версии не сохранилось.
АНГЕЛ С ПЫЛАЮЩИМИ КРЫЛЬЯМИ
Эту обожженную каску "Ангел с пылающими крыльями" нашли на пожарище в Доме профсоюзов. Возможно, ее владелец сгорел заживо в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года, когда "Беркут" поджег здание. Позже эта каска была переправлена в Канаду на аукцион, где была продана за 1020 канадских долларов (чуть более 18 тыс. грн). К этой сумме добавили свои деньги некоторые украинские патриоты, в том числе бизнесмены. В результате художники смогли купить хороший тепловизор для наших ребят, воюющих на Востоке. Передали лично в руки! "Выходит, что если эта каска принадлежала кому-то из погибших ребят, то даже на том свете они помогают нам воевать; ангел с пылающими крыльями спасает украинских мальчиков", — говорит художник.
ПОДАРОК ЛЕХУ ВАЛЕНСЕ
А эту каску, расписанную уже после Майдана, Василию закончить не удалось: ее увидел Евгений Нищук, тогдашний министр культуры Украины, и забрал в подарок известному польскому правозащитнику Леху Валенсе к его дню рождения.
ПИСАНКИ, ФАБЕРЖЕ И БОЕВОЙ КОТ МУРЧИК
"Как-то показал знакомому из России фото с касками, расписанными на Евромайдане, и тот сразу спросил: "А где же свастики и надписи "Режь москалей!"?" — вспоминает художник Василий Власюк. — Удивительно, но при всех ужасах Майдана расписанные каски напрочь лишены выражения ненависти. Активисты в основном просили изобразить ангела, икону, крылья, красивый узор, герб Украины или флаг. Такая расписанная каска была символом приобщения к майдановскому братству. В атмосфере опасности, когда жизнь может оборваться в любую минуту, люди в принципе становились особо чувствительными к символам. Защищавшие Майдан в адскую ночь з 18 на 19 февраля говорили, что старались стоять поближе к скульптуре архангела Михаила — у них было ощущение, что он отводит от них пули и летящие снаряды. Потому украинские мотивы, пейзажи, петриковские росписи или национальные символы подсознательно воспринимались человеком не просто как рисунки, а как обереги. А ангелы и святые на касках воплощали ангелов-хранителей, заслоняющих голову от пуль. И ведь правда заслоняли! Как-то мне в руки попала расписанная нами каска с наивными цветами на синем поле и простой душевной надписью "Слава нашій квітучій країні!". А на ней — вмятина от травматической пули, летевшей прямо в цветок на лбу. Пластиковая каска выдержала! Как после этого не поверить в силу оберега? Или, например, моя известная каска "Порву за країну!". В интервью журналистам я сказал, что изобразил на ней самого страшного украинского зверя — кота: он мягкий и ласковый, но когда разозлят и достанут, становится грозным, опасным и сможет постоять за себя и свою страну. Зверь был срисован с настоящего — на Майдане вместе с хозяином жил кот Мурчик; он был ранен и обожжен, но остался жив. Но не всегда все заканчивалось хорошо: не раз приходилось видеть, как человека, для которого ты вчера расписывал каску, несут мимо тебя окровавленным. А потом ты узнавал, что его уже нет…"
ГАЛЕРЕЯ НА ГОЛОВЕ. Как-то к "касочным" художникам подошла девушка-фотограф из Санкт-Петербурга. Она в дальнейшем хотела сделать фотовыставку-алфавит, где разные грани Майдана обозначались бы отдельной буквой или словом-образом. "Спросила, каким словом я бы обозначил роспись касок, — вспоминает Василий Власюк. — Я посоветовал выбрать "О" — букву круглую, как каска, и при этом начальную у слова "оберег".
Чуть позже я понял, что наши работы очень похожи и на писанки. А художник Юра Яськив-Пикассо, о котором я уже говорил, называл свои изделия касками Фаберже. Яйцо — символ жизни и рождения, его скорлупа — защита зарождающейся жизни, а ее сферообразная форма — образец совершенства. Французские искусствоведы говорили, что наши каски — это своеобразная галерея на голове, и такого никто прежде не делал. И на Майдане они были не мертвыми инсталляциями, а чем-то, глубоко погруженным в жизнь. Наши каски могли бы стать еще и брендом Украины в мире!"
Спустя время в Украинском доме провели большую выставку майдановских и постмайдановских (уже военных) касок, только последние чаще расписываются уже руками волонтеров. Наши бойцы очень любят такую ручную работу и так же, как на Майдане, чувствуют поддержку своего народа.