Главы церквей стремятся к объединению. Фото: pixabay.com
Насколько верна новость о том, что католики и православные христиане будут праздновать Пасху вместе? — Ксения Моргунова, Киев
Лаврентий Жезицкий, католический священник парафии Пресвятой Девы Марии (Бровары):
— Католики стремятся к единству всех христианских конфессий и всех христиан. Намерение объединиться в празднованиях — это не только первый шаг к этому, но еще и следствие того, что мы уже на пути и настроены решительно. Вопрос об объединении возник в обществе уже очень давно. А Папа Римский Франциск первым выступил с намерением это сделать. Он заявил, что Католическая церковь готова отказаться от своих традиций, относящихся к пасхальной дате празднования, ради воссоединения христиан. И начинать нужно с самого важного христианского праздника — Пасхи.
Я могу объяснить это на примере наличия автомобиля. Несмотря, что он есть у каждого, если семья будет ехать на отдых, они не будут добираться каждый на своей машине, а сядут в какую-то одну. По той причине, что они являются единством и организовывают совместно свою жизнь. Это также является выражением того, что они везде хотят быть вместе.
Я, например, родом из села и с детства очень хорошо помню, как люди говорили, что было бы хорошо, если бы мы праздновали Пасху и другие праздники вместе. Однако намерение праздновать Пасху в один день — это что-то новое для общества. Ведь настолько серьезно этот вопрос еще не поднимали. Безусловно, праздновать лучше вместе, но к этому нужно прийти. Довольно долгое время мы были отделены — на это есть и свои причины, к тому же, возможно, не все люди считают правильным взгляд о переходе на общий календарь. Поэтому к такому решению надо разносторонне готовиться. На мой взгляд, это рано или поздно случится. А если мы все должны быть знаком любви через единство, то общие празднования уже есть причиной и в одно время последствием единства. Я лично хочу дожить до этого времени, когда это случится.
Архимандрит Дамиан, блюститель дальних пещер Киево-Печерской лавры:
— Ажиотаж, который начался сегодня в СМИ относительно совместного празднования Пасхи, мне кажется, несколько искусственно раздут. Вопрос этот — это скорее диалог, а не окончательное решение. Рассматриваются аргументации, предложения и желания каждой из церковных сторон. Безусловно, есть стремление более-менее быть ближе друг к другу. Тема воссоединения всегда поднималась в экуменическом диалоге (экуменическое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей. — Авт.), который давно присутствует между разными христианскими деноминациями (конфессиями). И одним из вопросов в ней всегда был именно совместный календарь, совместное празднование ключевых христианских праздников. Потому что существует определенное расхождение, которое относится к разнице между юлианским и григорианским календарями.
Следует отметить, что для православных день празднования Пасхи не является второстепенным вопросом. Читая Евангелие, мы видим, что иудеи были привязаны к лунному календарю. Соответственно, иудейские праздники, в частности и празднование иудейской Пасхи, отмечались согласно лунному календарю. Из Евангелия мы знаем, что хронологически сначала иудеи праздновали свою Пасху, как день памяти выхода евреев из Египта. Вначале Христос совершил Тайную Вечерю, затем был предан Иудой, взят стражниками и осужден на распятие. Таким образом, он воскрес уже на третий день празднования иудейской Пасхи. Именно исходя из этого, на первом Вселенском Соборе в 325 году было принято всеобщее решение относительно празднования дня Пасхи. Чтобы это было максимально близко к историческим условиям, Пасха должна праздноваться после иудейской. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Привязываясь к этому факту, православные всегда должны праздновать Воскресение Христово, то есть Пасху, исключительно так. В связи с тем, что католики привязались к календарю григорианскому, потому что он считается более точным, у них сложилась своя традиция празднования Пасхи. Естественно, у католиков есть свои обоснования такой даты празднования. Периодически случается, что праздник Воскресения Христового, который отмечает католическая церковь, выпадает до празднования Пасхи иудейской. Что для православных христиан неприемлемо. Исходя из вероучения нашей церкви, маловероятно, что мы отойдем от той древней Пасхалии — нашего исчисления дня празднования. Православные не готовы отказаться от традиционно устоявшейся даты празднования. Поэтому мы не согласимся на празднование Пасхи по католической дате. Но в то же время будем очень рады, если у христиан разных конфессий будет общая дата празднования Пасхи, а именно установленная на первом Вселенском Соборе.
В связи с тем, что диалог продолжается, пока еще не известно, к какому выводу придут все стороны. Поэтому нельзя говорить, что уже, к примеру, в 2017 или в 2018 году мы будем праздновать Пасху вместе.