Человечество - единый мыслительный организм?
Все мы, в глубине души, считаем себя единственными и неповторимыми. Как снежинки, каждый узор которой индивидуален. Забывая, зачастую, лишь о том, что снежинки — частицы глобального явления, снега. Который, в свою очередь, является частью земной атмосферы в целом. Эта глубокая метафорическая аналогия призвана объяснить одно из возможных направлений развития человеческой цивилизации: стремление к коллективизации, объединению, которое, рано или поздно, может привести к созданию единого интеллекта планеты, в котором все мы утратим индивидуальность и станем безликими нейронами общей сети.
Звучит мрачновато, правда? Впрочем, не стоит беспокоиться — пока ни одна технология (включая стремительно развивающуюся виртуальную реальность) не способна объединить человечество в некий сверхорганизм. "Сегодня" разбиралась в вопросах общего сознания, узнала, какие варианты нам светят и выяснила, у кого следует учиться.
ПЧЕЛЫ: танцующая монархия
Рассказ о коллективном разуме стоит начать с медоносных пчел — их ученые относят к ярко выраженным общественным колониям, где каждый элемент исполняет свою функцию. То есть есть матка, которая откладывает яйца и обеспечивает колонию новыми членами. Есть трутни, которые, как и положено мужикам, ничего не делают, время от времени оплодотворяют матку, валяются на диване — и, как следствие, их выгоняют зимой умирать на морозе. И есть рабочие особи, которые занимаются всей грязной работой, причем делают это по заранее заложенному мамой-генетикой плану (см. графику).
Но самое занятное — это, собственно, социальные коммуникации пчел. Пчелы, собирающие нектар, тщательно запоминают дорогу визуально, а затем, по возвращении в улей, начинается самое интересное. Окрыленная успехом пчела отдает принесенный нектар и выполняет на соте движения, называемые "вербовочными танцами". Если корм был найден рядом с пасекой, не далее ста метров, пчела быстро пробегает вокруг ячейки сота, а затем делает такой же круг в обратном направлении. Это называется "круговой танец". Если же цветы находятся дальше, пчелы исполняют более сложный "виляющий" ритуал и бегают вокруг нескольких ячеек буквой S. Мало того, виляя брюшком, насекомое показывает, насколько далеко находится источник пыльцы — чем меньше движений, тем дальше придется лететь.
Кроме танцев пчелы используют звуковые импульсы частотой 33 Гц, которые тоже указывают на дальность медосбора — чем дальше цветы, тем длиннее импульсы и их серии. Есть и сигнал об опасности – полосатые разведчики вибрируют крыльями с частотой 380 Гц, из-за чего "танцоры" перестают завлекать других пчел на выбранный ими ранее участок.
Собственно, после столь сложных зазываний другие пчелы обнюхивают "танцоров" и ищут растения с таким же запахом в подсказанном направлении. Затем вылетают, возвращаются и танцуют сами. Таким образом, к новому источнику отправляется все больше и больше рабочих пчел.
МУРАВЬИ: умные революционеры-химики
Муравьи живут весьма похоже на пчел — у их колоний тоже есть матка, самцы и рабочие особи. Но разница заметна. Во-первых, они не столь почтительны со своими королевами, как пчелы — простые рабочие без особого почтения таскают маток с уровня на уровень, отдают другим колониям и устраивают государственный переворот, если количество потомства падает, в результате которого несчастная королева погибает в жвалах своих сородичей.
Во-вторых, они не особо полагаются на глаза, предпочитая общаться с помощью феромонов. Именно с помощью химических сигналов добытчики-фуражиры показывают путь к разного рода вкусностям, а остальные маркируют его своими запахами, которые обновляются, пока вся еда не будет перетащена в муравейник. Химия позволяет маленьким трудягам находить оптимальные краткие и безопасные маршруты. Химия же и спасает, когда на одного из муравьев нападают — он тут же выстреливает в воздух облако феромона тревоги, который слышат все сородичи и устремляются на помощь. Мало того, некоторые виды могут использовать "феромон пропаганды", который заставляет врагов драться между собой.
Еще один интересный процесс — это трофаллаксис. За громоздким словом кроется обмен едой, обильно сдобренной запахами ее предыдущего владельца. Таким образом колония подает сигналы — нам нужна еда, нам нужно обороняться, нам нужно срочно сделать ремонт в кладовой.
Но самое, пожалуй, главное отличие муравьев от пчел заключается в том, что они активно используют процесс интерактивного обучения. По сути, ходят в "школу": опытные "учителя" обкатывают молодых "учеников" в полевых условиях. Выяснилось это при наблюдении за видом Temnothorax albipennis. Осведомленный фуражир (добытчик) ведет неопытного товарища к источнику питания с помощью бега в тандеме. "Ученик" получает информацию от "лидера", но при этом находится в прямом контакте с ним. Достигнув корма, "ученик" возвращается в гнездо и сам начинает "преподавать".
Эксперименты с семьями Cerapachys biroi показали, что муравьи способны выбирать себе роль в зависимости от опыта. Рабочих разделили на две группы и заставили искать еду. Первой группе ученые помогали — подкладывали пищу. Второй активно мешали. В итоге первая группа полностью переквалифицировалась на поиск еды, а вторая занялась домашними хлопотами — заботой о потомстве и строительством.
ЧЕЛОВЕК: признаки коллективного разума
А что же люди? А вот они расселились по всей планете, создали себе государства, законы, принципы развития цивилизации в целом и отдельного сообщества в частности. Собственно, многие признаки коллективного интеллекта у нас есть. К примеру, знаменитое юнгианское "коллективное бессознательное", которое позволяет объяснить, к примеру, почему так много людей пришло к одному и тому же мифу о Потопе. Или "фактор толпы", который приводит к тому, что много умных и приятных людей, собравшись в одном месте, вдруг ведутся на дикую идею, звучащую свыше, и отправляются творить разные безобразия. Или "эмпатия", она же — сопереживание, то самое чувство, благодаря которому вы на своей шкуре ощущаете то, что чувствует другой человек, даже если он вымышлен и находится на экране телевизора. Механизмы государственного управления, по сути, являются необходимыми для выживания государства (или общества) как некоего сверхорганизма. Ну и мнение большинства все-таки имеет для нас значение. От муравьев и пчел нас отличают две вещи: наличие самоосознания (которое, впрочем, современные нейробиологи считают необязательным) и, как следствие, то самое эго, которое часто превращается в эгоизм. Именно эгоизм мешает человеку (даже очень умному и образованному) представить себе коллективный разум — ведь там он полностью обесценивается. Впрочем, некоторым фантастам это удалось.
Фактор толпы. Превращает единицы в массу с общим мышлением.
ПЛАМЯ НАД БЕЗДНОЙ: стайная особь
Вернор Виндж — это мессия и гигант "постсингулярной фантастики". И именно ему принадлежит одна из забавнейших идей развития коллективного разума. Его носителями в "Глубине в небе" служат… стаи. Да-да, именно стаи, вроде волчьих. У них многосложное имя, собирающееся из имен каждого носителя, и думать они могут только вместе, по отдельности превращаясь в животных.
Виндж не придавал особого значения вопросу "как это возможно", измыслив некий "звук мозга", посредством которого от трех до девяти особей могли составлять единый разум. И, как следствие, исключил очень близкое общение с другими стаями — ведь звуки пересекались, вносили сумятицу и вообще возвращали вполне разумных (на средневековом земном уровне) существ в тех животных, коими они по отдельности и являлись.
Другим его созданием стал Хор — полуразумное, но функциональное объединение стай в некую полудикую метастаю.
Собственно, этот вариант людям тоже не особо подходит – ведь отказаться от собственной личности ради создания общей мало кто согласится.
Разумная стая. Состоит из трех-девяти особей.
ШТАММ: рабство вампиризма
Куда мрачнее подошел к вопросу Гильермо Дель Торо, который на стыке веков вместе с Чаком Хоганом написал трилогию "Штамм", по которой спустя добрый десяток лет снял одноименный сериал. Ведь его "Хозяин" — не что иное, как один из видов коллективного разума, полноценная колония с рабочими особями и по-тоталитарному верховной особью на вершине. Укушенная особь спустя какое-то время присоединяется к стае в диком, животном виде — а, значит, ни на какое мышление не способна. Зато она может быть сенсорами Главного Упыря, через которые тот способен видеть, слышать, чувствовать и даже разговаривать.
Части особей Хозяин способен возвращать способность мыслить и определенную свободу. Главным отличием вампиров Дель Торо от жуков в "Звездном десанте" и "Игре Эндера" является то, что носителями этого злобного, извращенного и жуткого, но все же разума, становятся именно люди. Впрочем, мутируя до неузнаваемости и отращивая себе двухметровый язык-жало. Самый неприглядный вариант, хотя и любим антиутопистами.
Хозяин. Полноценный властелин множества разумов.
8 ЧУВСТВО: эмпатия и сказка
Основными кандидатами на роль "как это будет" нежданно-негаданно стали режиссеры, создавшие "Матрицу", брат и сестра Вачовски. До этого времени мы помнили их за то, что мир выдуман, а в реальности все живут под землей и воюют с нехорошими машинами. Теперь вот, сериал "8 чувство", неоднозначно воспринятый из-за своей мультикультурной социальной направленности.
Однако, основная идея все же посвящена коллективному разуму. Здесь носителем выступает некая "ячейка" из восьми человек, разбросанных по всему миру. В какой-то момент они обнаруживают, что могут общаться друг с другом на любом расстоянии, перемещаться (что-то вроде астрального тела) к своим новым друзьям и даже управлять их телами.
В итоге получилось, что эмпатически и ментально связанная восьмерка начинает переживать общие чувства, делить воспоминания и активно помогать друг другу. Конечно, с точки зрения науки объяснить подобные приключения невозможно. Зато интересно наблюдать, как совместный опыт и ощущения меняют мировоззрение персонажей, сводя их к некоему общему знаменателю. И, если отбросить сказочный способ общения, это едва ли не первый продукт массовой культуры, который попытался объяснить, что будет, если люди неожиданно начнут чувствовать мысли, переживания и потребности друг друга.
Связь на ментальном уровне.
РЕАЛЬНОСТЬ: 24 личности внутри одного человека
Пока фантасты выдумывают, как заставить людей взаимодействовать, реальность подкидывает свои варианты. Потому что коллективный разум в среде людей уже существует, является зафиксированным психическим отклонением и лечится.
Для того чтобы все объяснить, придется обратиться к самой известной истории диссоциативного расстройства личности — к истории Билли Миллигана.
Он стал знаменит в конце 1970-х годов, когда в ходе суда в Огайо, где парня обвинили в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях, выяснилось, что преступником был вовсе не Билли, а его… другие личности.
После сенсационного заключения суда за Миллигана взялись психиатры. Сам он знал о десяти различных личностях, живущих в его теле. Среди них — чопорный и надменный англичанин Артур, мошенник и манипулятор Аллен, югославский коммунист и "силовик" Рейджен Вадасковинич и 19-летняя лесбиянка Адалана, которая, собственно, и оказалась виновной в изнасилованиях. Чуть позже психиатр Девил Кола нашел еще 14 личностей, которые были маркированы как "нежелательные".
Случай Билли Миллигана поистине уникален — в одном теле жили и взаимодействовали двадцать четыре полноценных человека, которые не только сумели отстранить "хозяина" от управленческих функций, но и обладали полным спектром знаний, привычек и навыков, которые Билли никак не мог получить.
Впрочем, и тут научная фантастика не подкачала: Питер Уоттс в "Ложной слепоте" заявил, что люди ближайшего будущего (2080-е годы) не только не будут это лечить, но и сами начнут расщеплять сознание, чтобы лучше справляться с обязанностями.
Билли Миллиган. "Альтер-эго" совершали преступления за него.