Авторизация

Претензии к церкви и каверзные вопросы воинствующих атеистов

Претензии к церкви и каверзные вопросы воинствующих атеистов
В Библии сказано проверять путь на котором стоишь. В том числе и с помощью логики.


Большинство из нас сложно назвать истинно верующими. Мы нечасто ходим в церковь (раз в год яйца на Пасху посвятить — не в счет), соблюдаем посты чаще как диету, не читаем Библию и не слишком понимаем назначение церкви, аргументируя это тем, что между Богом и человеком не должно быть посредников. Тем более посредники порой не всегда приятные: ими могут быть упитанные священнослужители, которые лихо подъезжают на работу на иномарках, или старушки, злобно шипящие на девочек: "Платоч-ч-чек надень и срамоту свою прикрой!". Многие атеисты говорят: "Я бы и рад стать верующим, но пока не встретил того, кто познакомил бы меня с Богом. Церковь — не более чем бизнес-структура, зависимая от политической элиты страны, в которой находится".
"Сегодня" собрала семь провокационных вопросов воинствующих атеистов и попросила прокомментировать их претензии иеромонаха Киево-Печерской лавры отца Никодима, который уже много лет ведет духовные беседы с атеистами и невоцерковленными.
1. "Я некрещеная. Так случилось, что подруга попросила быть свидетельницей на ее венчании. А свидетель, как известно, обязательно должен быть "во Христе". Чего не сделаешь ради подруги — решила покреститься. Пришла в ближайшую церковь и спрашиваю: "Как покреститься и сколько стоит?". Тамошний батюшка назвал мне такую цену, на которую я спокойно могла неделю жить (это при том, что еще и крестик надо было покупать — сплошные расходы!). Развернулась и ушла. Решила, что тут надо как с врачами — выслушать мнение двух специалистов. Пошла в другую церковь с тем же вопросом, и там мне говорят: "Дадите сколько можете". Отсюда вопрос: почему в одних церквях, как в ресторане, есть четкий прейскурант, а в других нет?" — Любовь Мухина, Киев
"Многие невоцерковленные, видя цены в церкви, думают, что здесь все так же, как в магазине, — отвечает иеромонах Никодим. — Но плата за услуги, которые исполняет священнослужитель, на самом деле необязательна. Некоторые церкви ее устанавливают из экономических соображений, чтобы хоть приблизительно обозначить сумму пожертвования. Высшее церковное руководство может лишь рекомендовать ее. Храмы весьма дороги в содержании, особенно если они древние. Но! Ни одна церковная община не может отказать человеку в совершении таинства, если у него нет средств. Если священник отказывает, это каноническое нарушение, которое подлежит церковному суду. Сумма пожертвований за любое церковное таинство разделяется так: часть денег идет на храм, часть для самого священника и часть — на плату прислуживающим при храме".
2. "Многие наши священники разъезжают исключительно на дорогих машинах. Этот так называемый святой автопарк — одно заглядение: "мерсы", "бумеры" и здоровенные джипы! Как у братков в 90-х. Ни разу не видел, чтобы поп рангом повыше садился, скажем, в "жигуленок", "Ладу" или "Ланос". А как же, простите, монашеская скромность?" — Макс Ковалев, Житомир
"Действительно, у многих священников и архиереев есть дорогие автомобили. И это объяснимо. Например, храмы — это не простые сооружения, а изысканные с точки зрения архитектуры. Возьмем хотя бы позолоченные иконостасы. Они — просто перегородка между храмом и алтарем, вместо нее вполне могла быть просто стена. Почему же она такая дорогая и красивая? Потому что с первых веков христианства храмы отличались красотой и благолепием, чтобы показать гармонию Божьего мира на земле. Потому неудивительно, что у священников развито эстетическое чувство и стремление к совершенству. Дорогие машины более совершенны технически и в дизайне, поэтому их использование — стремление к совершенству даже в элементах быта. При этом, используя иномарку, священник может вести скромную жизнь — строго поститься, много молиться. Священнослужитель не наслаждается этим комфортом, для православных все земные блага временны".
3. "После визита в одну из центральных церквей столицы на душе осталось неприятное послевкусие. Было ощущение, что я побывал не в намоленном месте, а в каком-то церковном супермаркете: куда ни зайдешь, везде торгуют. Ладно еще, когда крестиками и иконками, но там было все: магнитики, фирменный шоколад, мед, книги, напитки. Странно получается: Иисус торгашей из храма выгонял, а теперь все вернулось?" — Константин Прокофьев, Киев.
"Действительно, в Евангелии сказано, что Господь, войдя в храм в Иерусалиме, выгнал оттуда всех торговцев. Он сделал так потому, что в этом Храме уже были злоупотребления. Кроме нужного для совершения богослужения или жертвоприношения (в храме Соломона они были), там продавали самые разные предметы и даже меняли деньги. Потому сказал Господь: "Дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников". На самом деле в храмах не должно быть торговли. Но церковь каким-то образом должна существовать — речь об экономической составляющей. Например, деньги с продажи свечей всегда шли на ремонт церкви или содержание общины. Храм разделяется на три части: притвор, средняя часть и алтарная. В церкви торгуют не в самом храме, а в его начальной части (притворе) и только предметами, связанными с богослужением. Большинство церквей стараются выделять для этого специальные здания. Но если есть только одно, временно торговля предметами церковного обихода возможна и в самом храме".
Претензии к церкви и каверзные вопросы воинствующих атеистов

4. "Мне интересно, кто в церкви дал право бабушкам шипеть (не советовать, не направлять, а именно шипеть!) на человека в церкви, если он что-то делает не так. На мою супругу, если она входит в храм без платочка, бабки чуть ли не накидываются. Жена не против того, чтобы ей сделали замечание, если она по незнанию что-то делает не так — даже наоборот. Но только пусть это будет священник! Однако зачастую роль "учителей" выполняют именно шипящие старушки, что лично меня дико раздражает. Вообще, кто они? Прислужницы, послушницы, церковные волонтерши? Я очень сержусь, когда они, убирая огарки свечей, кидают в тазики и свечи, которые при мне человек только-только поставил. Я видел такое не раз! Можно найти на них управу? Могу я сам делать им замечание?" — Юрий Панченко, Ивано-Франковск
"В православной церкви мы часто наблюдаем, что возле подсвечников убирают пожилые люди. В церкви нет охраны или пропускной системы — каждый сможет стать членом общины. После крещения он уже принадлежит церкви. Кто бы ни убирал у подсвечников — пожилая женщина или молодая — это ее жертва Богу, ее служение. Если вам что-то не нравится в ее поведении, вы можете сделать замечание, если считаете нужным, либо подойти к священнику. Но точно так же и вы должны быть готовы к тому, что кто-то сделает замечание вам. Что касается свечей, то высказанная вами претензия скорее всего относится к периодам большого праздника, когда в церковь приходит очень много людей. Большинство покупают свечи, а места на подсвечниках не хватает. Поэтому свечи, которые догорели до середины, церковнослужители отставляют и зажигают другие. Это делается для того, чтобы все свечи, которые принесли прихожане, хоть какое-то время горели в период богослужения. Чтобы окончательно вас успокоить, скажу, что в течение дня все отставленные свечи сгорают на подсвечниках и отправляются на переплавку в виде огарков".
5. "Гуляла по Луцку с подругой, увидела старую красивую церковь и решила зайти. Подошла к дверям, а там висит совершенно немыслимое объявление: "На тех, кто не отключил мобильный телефон, церковь посылает проклятия". Разве это нормально? В итоге я все-таки зашла в церковь, чтобы найти священника и расспросить его. Нашла — на свою голову... Тот вообще не понял, что меня так потрясло в объявлении. Он долго и пространно объяснял, как тяжело работать, когда такие некультурные прихожане пошли. Они, мол, посреди службы в церкви принимают звонки и по телефону подолгу разговаривают. Согласна, это неприятно, но угрожать за это проклятиями? Он бы еще анафеме пообещал их предать!" — Лиля Мизур, Одесса
"Реальность такого объявления возможна только из-за частного человеческого фактора. Священник или клирик церкви, которые составили такое объявление, либо были очень огорчены тем, что люди не выключают мобильные телефоны, и решили "припугнуть" их, либо не до конца понимают самую сущность церкви. Проклинать церковь никого не может априори, ведь проклятие — это зло. Если кто-то из служителей Церкви проклинает, то нарушает заповедь Божью. Это большой грех. Возможно, так произошло из-за того, что много людей забывают выключать телефоны, а во время богослужения требуется абсолютная тишина. Но это ни в какой мере не оправдывает клириков, составивших данное объявление. Церковь — это четкая иерархическая структура. В каждом храме есть настоятель, есть благочинные и архиерей, над которым есть еще и предстоятель церкви. Если вы увидели подобное объявление в храме, можно обратиться к вышестоящей церковной структуре для разрешения ситуации".
6. "В романе Ярослава Гашека "Приключения бравого солдата Швейка" есть замечательные строки: "Великая бойня — мировая война — также не обошлась без благословения священников. Полковые священники всех армий молились и служили обедни за победу тех, у кого стояли на содержании. Священник появлялся во время казни взбунтовавшихся солдат; священника можно было видеть и на казнях легионеров". Бог в этой книге похож... на главнокомандующего, который решает, кто победит: Россия или Австро-Венгрия. А ведь с тех пор ничего не поменялось. Сегодня, как и тогда, священники благословляют солдат, идущих убивать. Более того, святой водой они освящают оружие: самолеты, корабли, пушки. И все это благословение проходит под звучным "Наше дело правое". А как же заповедь "Не убий"?" — Владимир Бойко, Винница
"Мы знаем из Евангелия, что Господь отверг возможность его защиты одним из апостолов. Когда Господа брали под стражу в Гефсиманском саду, апостол Петр взял меч и отсек одному из рабов Первосвященника ухо. А Господь сказал ему: "Вложи меч свой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут". Это утверждает еще раз, что христианство — религия мира. И священник никаким образом не может освящать оружие, потому что оружие несет в себе смерть, а церковь призывает к вечной жизни. Освящение оружия — это большой грех. Такое действие должен рассматривать церковный суд.
Воинов же освящать можно. Для этого совершается специальный молебен. Дело в том, что церковь существует в границах определенного государства. И если это государство участвует в войне, то, естественно, его граждане-христиане в какой-то мере участвуют в ней. Поэтому церковь освящает воинов и молится, чтобы они остались живы-здоровы".
7. "Увидел, что в церкви Архистратига Михаила (в селе Верин Львовской области) на иконе нарисовали Иоанна Крестителя с лицом недавно погибшего в автокатастрофе музыканта Кузьмы Скрябина. А пять лет назад в этой же церкви изобразили Ющенко с женой и сыном в окружении воинов УПА и под опекой Богородицы. Сразу вспомнил, что и великий Михаил Врубель подарил Божьей матери, которую он рисовал для иконостаса киевской Кирилловской церкви, лицо своей любимой женщины Эмилии Праховой. Так это что же выходит — люди должны молиться... на других людей? Мне-то ладно, я атеист, но разве для верующих, узнавших в иконе того же Кузьму Скрябина или другого человека, это не оскорбительно? Какое-то идолопоклонничество получается!" — Денис Довров, Харьков.
"В церковной иконописи существуют свои традиции и каноны. Есть греческий иконописный подлинник, который указывает, в каком виде должен изображаться тот или иной святой или прописные изображения Божией Матери и лика Иисуса Христа. Если придерживаться канонов, то их изображения не должны быть похожи ни на кого. Ведь они уже не имеют живой плоти, а потому не могут изображаться в земном виде. Изображения, о которых вы говорите, это уже академический стиль иконописи. Он появился вследствие влияния католицизма, для которого характерен натурализм в изображении икон. Потому, скорее всего, церковь на Львовщине, о которой вы говорите, принадлежит к католической ветви христианства. Что касается Кирилловской церкви, то факт сходства Богородицы с женщиной-мирянкой не должен вас смущать. Иконы и росписи в храмах освящены, потому возле них можно молиться. С одной оговоркой — мы ведь поклоняемся не тому, кто изображен на иконе, а первообразу".
Претензии к церкви и каверзные вопросы воинствующих атеистов
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?