Создание часов - дело тонкое
В столице вот уже 17 лет работает Киевский часовой завод — единственный в стране, где изготавливают наручные и башенные часы. "Сегодня" решила поучаствовать в этом процессе и выяснить, кто и как в буквальном смысле причастен к созданию времени.
ПОИСК КАДРОВ. Дело это такое тонкое, что роботов к созданию часов не допускают: в эпоху, когда почти все производства механизированы, настоящие часы до сих пор делают только живые люди. В Украине пока нет учебных заведений, где учили бы часовщиков, поэтому проблему с кадрами на заводе решают своими силами, воспитывая и обучая необходимых специалистов. Например, технический директор Анатолий Барсуков увлекается часами с 16 лет. Свою карьеру он начинал в качестве сборщика на маленьком предприятии. На часовом заводе работает почти с самого момента основания, и теперь не только возглавляет часовой отдел, но и обучает часовщиков, которых планируют взять на работу.
"Случайные люди к нам не попадают, — рассказывает Анатолий. — Сначала мы проверяем их на соответствие базовым критериям: человек должен быть усидчивым, иметь отличное зрение, быть очень аккуратным и, конечно, любить свою работу. Учебный курс длится около трех месяцев. У кого-то получается сразу, а кто-то понимает, что и за полгода не научится. Бывало, что нам даже звонили родители ребят и предлагали деньги, чтобы мы научили их детей часовому мастерству. Но умение не купишь — для этого дела нужен талант".
КАК ВРАЧИ. Сборщика часов можно сравнить с хирургом: он всегда носит безукоризненно белый халат, у него всегда идеально чистые руки. За пятна на одежде или грязь на руках можно заполучить выговор и даже штраф. Есть еще одно ограничение: часовщик не имеет права дотрагиваться до деталей руками — только инструментами. Понятное дело, что к часовщикам, работающим в переходах, здесь относятся довольно критично. "Ну не может хороший мастер работать качественно в условиях, где холодно, мало света и нет возможности сосредоточиться, — уверен Барсуков. — Бывало, нам приносили дорогие часы, которые такой ломастер просто уродовал, тыкая в шестеренки отверткой: плакать хочется, когда видишь, что драгоценный механизм был уничтожен так варварски".
РАБОЧЕЕ МЕСТО. Начальник отдела техконтроля Ирина Пастушенко рассказала нам, что главное в кабинете часовщика — большие и светлые окна. Для такой кропотливой работы нет ничего лучше естественного освещения, поэтому сборщики стараются приходить на работу пораньше, чтобы застать максимум дневного света. Если же приходится работать при искусственном освещении, то отдают предпочтение белому люминесцентному.
Порядок. Сборщикам иногда приходится работать под искусственным светом, хотя в этом деле нет ничего лучше естественного освещения. Фото: Сергей Николаев
Стол, за которым работает сборщик, тоже необычный — на нем обязательно есть выемки для локтей (чтобы не приходилось держать руки на весу), обитые мягким материалом. А под столом предусмотрена подставка для ног.
Непосвященный человек вряд ли быстро разберется во всех пинцетах, лопаточках, устройствах, похожих на шило, и других инструментах, которые лежат перед сборщиком. Нам с гордостью показали какую-то металлическую заостренную палочку размером с шариковую ручку. На вид — ничего особенного, но мнение меняется после слов Барсукова: "Это — инструмент для расширения дужек, $200 стоит. Я привез его из Швейцарии — у нас такого не найдешь".
ПРОЦЕСС СБОРКИ. Он выглядит так: сборщик выкладывает перед собой детали, берет в руки пинцет и превращается в лесковского Левшу, ловко орудуя инструментами и частями механизма, которые невооруженным глазом и не рассмотришь толком. Открыв рот, мы наблюдали, как сборщица Наталья Проценко устанавливает на механизм циферблат, подбирая со стола стрелку толщиной с волосок и длиной в полсантиметра. Со второго раза она попала на штырек толщиной с кончик иглы, после этого на расстоянии 0,6 миллиметра от первой установила вторую стрелку, протерла все от пыли и установила стекло. Примерно так после множества ювелирных операций и 40 минут напряженной работы и рождаются часы. За день опытный мастер может собрать 15 кварцевых часов — с механическими возятся дольше. По желанию клиента на задней крышке делают гравировку — обычно она включает в себя памятную надпись.
Делу венец. Работа над часами завершается установкой стекла. Фото: Сергей Николаев
После сборки часы отправляются в отдел технического контроля. Кварцевые тут проверяют три дня, а механические могут задержать и на неделю. В этом же отделе выписывают паспорт на каждое изделие.
МОДА. Так как часы отечественные, то в дизайне часов не могло не появиться налета патриотичности. Например, к 15-летию Независимости на заводе выпустили коллекцию часов, где на циферблате красуется герб Украины, а цифры 3, 6, 9 и 12 складываются в тризуб.
К юбилею Кобзаря создали памятную модель. Фото: Сергей Николаев
Механическое сердце: всегда привозят из швейцарии
На часовом заводе в Киеве (как, впрочем, и во всей Украине) сами механизмы не делают — их привозят из Швейцарии, которая является лидером на этом рынке. К этому статусу страна шла долго, с XIX века создавая часовые мануфактуры.
Карусель. Аппарат для запуска моделей с автоподзаводом. Фото: Сергей Николаев
ИСТОРИЯ. Качество швейцарских часов во многом объясняется природой самого региона. Дело в том, что когда зимой страну, особенно горные регионы, засыпало снегом, часовщики сидели дома неделями. От скуки им не оставалось ничего другого, кроме как кропотливо совершенствовать свои механизмы. А когда теплело, они складывали свои тикающие сокровища в сумку и отправлялись по городам и деревням, предлагая свой товар производителям часов. Таково начало истории, а конец все знают: сегодня почти все мировые производители в сердце своих часов ставят именно швейцарские механизмы, создавая на их основе авторские модели.
Но надо отметить, что создание изделия даже с готовым механизмом — процесс долгий и трудоемкий: от идеи до воплощения иногда может пройти более года. Причем продумывается не только внешний вид, но и практичность. Например, механические часы всегда толще кварцевых, а значит, дизайнеру нужно учесть это, чтобы часы не сильно выступали над рукой и не цеплялись за одежду.
Объемы. Один мастер в день успевает изготовить 15 кварцевых изделий. Фото: Сергей Николаев
Как "Сегодня" собирала часы и писала признания в любви
Конечно, побывать на таком производстве и не попробовать внести свой небольшой вклад в создание часов, невозможно. Тем более что после получасового наблюдения за работой сборщицы мне показалось, что простые операции мне будут под силу. Села за стол, взяла пинцет и поняла, что руки все же растут не из того места. Минутную стрелку подхватить было просто невозможно, настолько она маленькая. Промаявшись минут десять, я таки поймала беглянку пинцетом и перешла ко второму этапу, пытаясь водрузить ее на законное место на циферблате. Но опять неудача: стрелка постоянно соскальзывала, ни в какую не желая подчиняться.
Даже очки не помогли. Без учебы и практики не обойтись. Фото: С.Николаев
Через полчаса я капитулировала. Но окончательно не сдалась — ведь есть еще гравировальный отдел! Там все понятней и проще: на компьютере я набрала любовное послание некому Игорю, взяла заготовку (чтобы понять, как текст будет располагаться на задней крышке часов, надпись вначале делают лазером на черновых заготовках), поставила ее на установку и через 40 секунд держала в руках уже готовую деталь.
Надпись на память. За считанные секунды лазер делает гравировку. Фото: Сергей Николаев
Главный придумщик завода
Полина Артюхова — дизайнер моделей наручных часов. Она получила архитектурное образование и после учебы пришла на часовой завод работать по специальности дизайнером башенных часов. А через некоторое время попробовала свои силы в дизайне часов наручных. И вот уже 13 лет она придумывает и разрабатывает на предприятии новые модели. "Я не могу сказать, что все идеи полностью мои, — признается Полина. — Я ведь работаю в тесной связке с руководством, технологом, наши придумки обсуждают фокус-группы. Все эти обсуждения могут длиться месяцами. Работая над новой моделью, я обычно делаю десятки вариантов дизайна, из которых выбирают лучшие, а потом что-то убирается, что-то добавляется. Конечно, полет фантазии нередко прерывают технологи. Все-таки хорошие часы — это не бижутерия, где можно творить все что угодно. Например, для больших часов нужны большие стрелки, но они при этом не могут быть слишком тяжелыми, иначе механизм не сможет их передвигать. И поэтому приходится менять идеи, что-то подправлять".
Часто Артюховой дают тематические задания — например, к Евро-2012 ей нужно было разработать линейку моделей на спортивную тематику. В итоге получились часы, где в циферблате угадывались футбольное поле и черно-белый мяч.
Зачем садиться на диету
Многие, думая о башенных часах, представляют себе гигантские механизмы с огромными шестеренками и маятниками. К сожалению, такой романтики уже не дождешься — сегодня эти устройства оснащены небольшим механизмом, снабженным GPS-связью со спутниками для регулирования точности хода.
Башенные механизмы с GPS
Игорь Сухомлинов, который на заводе отвечает за создание и установку башенных часов, рассказывает: "Мы определяем точное место расположения часов, дизайнер рисует макет, после чего часы собирают и устанавливают. На последнем этапе бывает много анекдотических ситуаций. Однажды на очередной башне нам для работы выделили отверстие 50х60 см, через которое надо было пролезать и устанавливать механизмы. Оборудование через него худо-бедно проходило, а вот с людьми была проблема... В итоге некоторым сотрудникам пришлось даже на диету сесть, чтобы закончить монтаж".
Профессиональные болезни: страдают глаза и позвоночник
Основная физическая активность часовщиков — это "сидение" и "смотрение". Потому неудивительно, что у них особо страдают позвоночник и глаза. Конечно, часовщики стараются избежать профессиональных болячек. Поэтому в углу аскетичного кабинета, где занимаются сборкой часов, ярким пятном выделяется шведская стенка. Анатолий Барсуков говорит: "Поставили ее специально, чтобы можно было размяться в рабочее время — подтянуться, порастягиваться". А для спасения зрения часовщики регулярно проверяются у офтальмолога.
Фото: Сергей Николаев
Когда нет срочных заказов, то раз в несколько часов стараются выйти на прогулку или хотя бы несколько минут посмотреть в окно. К слову, у тех, кто работает с глазной лупой (прибор, похожий на монокль. — Авт.), зрение ухудшается только в одном, рабочем глазу. На просьбу примерить лупу мне ответили профессиональной шуткой: "У вас она в глазу держаться не будет — всем часовщикам делают специальный надрез под бровью, чтоб лупа не падала". Впрочем, ко всем проблемам со здоровьем тут относятся с оптимизмом: "Все равно наша работа лучше, чем за компьютером сидеть".
Они все тут сговорились
Вы когда-нибудь обращали внимание, что почти в каждой рекламе на часах выставлено одно и то же время — 10:10? Есть несколько теорий, почему выбрано именно такое расположение стрелок. Например, в книге "Код да Винчи" ее автор Дэн Браун утверждает, что стрелки сложены в символической форме чаши святого Грааля. Мы же выбрали три самые популярные версии.
УЛЫБКА ПОБЕДЫ. Первая и самая популярная — эстетически-маркетологическая: просто таким образом стрелки складываются в "улыбку", или знак V — "победа". Человек подсознательно захочет купить изделие, которое ему улыбается и сулит победу. Кроме того, выставленные таким способом стрелки не закрывают логотип и дополнительные украшения, которые обычно расположены в нижней части циферблата.
ВСЕ СТРОГО. Вторая версия — для педантов. Так, при фотографировании сразу нескольких часов с одинаково расположенными стрелками картинка получается аккуратнее. Плюс к этому часы с одинаково выставленным временем олицетворяют строгость, аккуратность, порядок. У покупателя опять-таки подсознательно возникнет ощущение, что перед ним — строгая и надежная вещь, которая не подведет.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Третья и самая интересная версия — конспирологическая. Поклонники тайных заговоров считают, что все часовщики являются членами закрытого сообщества, и в знак причастности к нему договорились при фотографировании часов устанавливать стрелки именно на эти позиции.
Это утверждение разделяется еще на два версии. Первая говорит, что именно в 10:10 должно произойти неизвестно что, но это "что" пренепременно будет важным и значительным. Вторая трактует положение стрелок наоборот: пока в рекламе стрелки часов стоят в таком положении, в мире все хорошо и стабильно, можно не переживать. Начать паниковать стоит тогда, когда время на часах сменится: это будет означать, что нужно срочно предпринимать какие-то действия. Какие именно, опять-таки непонятно, ясно лишь одно: изменения будут настолько серьезными и важными, что повлияют на весь планетарный порядок.