Украинские солдаты нуждаются в амуниции и еде. Фото: А. Никитин
В Днепропетровске продолжают собирать помощь для украинских солдат. Однако в милиции фиксируют случаи мошенничества. Попасться на удочку не чистых на руку "волонтеров" может каждый.
Как помочь солдатам
Перемирие, на которое надеялись миллионы украинцев после подписания Минских соглашений, так и не наступило. В зоне боевых действий стрельба не прекращается, а солдаты испытывают потребность в самом необходимом.
"Потребность есть во всем – в продуктах, обмундировании, средствах гигиены. После Минских соглашений от 15 февраля потребности солдат не снизились, но возникли новые проблемы. Многие бойцы ушли по ротации, но на смену им направили новых военных. Те, кто отправились домой либо в воинские части, забрали с собой аптечки, обмундирование. Вновь прибывшие солдаты жалуются на нехватку медикаментов, технической воды", – рассказывает Хазан.
Наталья Хазан продолжает помогать военным. Фото: Соцсети
При этом показательна история солдата из 93-й механизированной бригады Ивана с позывным "Гном". Несколько дней назад Иван прошел демобилизацию. В зоне конфликта на востоке страны он находился с момента начала противостояния. Иван – "киборг", он защищал донецкий аэропорт. Но когда пришло время возвращаться в родной Днепропетровск – не взял с собой ничего. "Вещи еще пригодятся нашим ребятам", – считает Иван.
"Киборг" с позывным "Гном" почти год воевал на Донбассе. Фото: Соцсети
"Как и в мирной жизни, нельзя всех ровнять под одну гребенку. Есть благородные, есть и двуличные люди. При этом стоит понимать, что на психику война действует не лучшим образом. Некоторые ломаются. Но большинство остаются благородными людьми", – отмечает Хазан.
Также солдаты, по словам волонтера Михаила Тонконого, нуждаются в буржуйках. Бойцам приходиться неделями сидеть на сухпайках – консервах, тушенке, а горячую пищу попросту нет на чем приготовить. "Горячая еда просто необходима. Даже если у солдат есть еда, на чем ее приготовить? На одном сухпайке долго не протянешь. И все же ситуация с питанием лучше, чем в начале противостояния. Тогда трудно было достать даже макароны", – говорит Тонконогий.
Собирают волонтерскую помощь всеми возможными способами. Как с помощью соцсетей – в группах размещают номера банковских карточек, на которые неравнодушные украинцы переводят средства, так и в пунктах приема. Они по большей части расположены в центральной части Днепропетровска.
Помощь солдатам собирают всем миром. Фото: Соцсети
"Доверять следует проверенным волонтерским организациям и конкретным людям. Мы неоднократно фиксировали факты мошенничества", – говорит Наталья.
Мошенники среди волонтеров
В центре Днепропетровска много молодых людей, которые с пластмассовыми ящичками просят деньги у прохожих. Им можно доверять, но лишь при наличии подтверждающих документов.
"Таких организаций в городе не так уж и много – едва ли наберется десяток. В интернете есть списки этих организаций. Стоит также обращать внимание на фотографии с передовой, реально ли волонтер регулярно ездит в зону боевых действий", – рассказывает один из организаторов волонтерского движения в Днепропетровской области Михаил Тонконогий.
Если волонтер называет лишь номер бригады, велика вероятность, что вы имеете дело с мошенником. "Нужно не стесняться задавать как можно больше вопросов. Днепропетровцы должны знать, куда именно идут их деньги", – говорит Наталья Хазан.
Вывести на "чистую воду" мошенников сложно. Если человек отдал деньги на те, или иные нужды, проследить, кому именно они достанутся не так уж и просто. "Да, в своей работе я сталкивалась с махинациями. Но без решения суда назвать того или иного человека мошенником я не могу. Пока ни одного решения суда не было", – говорит Хазан.
Подтверждает слова волонтера и начальник Центра по связям с общественностью облМВД Алексей Щербатов. Милиционер говорит, что тяжело вывести на чистую воду махинаторов. Ведь люди добровольно отдают свои деньги. "Есть несколько открытых уголовных производств. Но вину подозреваемых доказать очень непросто. Единственное на что можно надеяться, это на совестливость человека, который присвоил себе деньги либо товары. На то, что предполагаемый преступник признает вину. Но абсолютно понятно, что надеяться на честность человека, который единожды обманул, очень сложно", – рассказывает Щербатов.
"Селфи" могут навредить
Все же большинство волонтеров – честные люди, но и они не должны забывать о безопасности военнослужащих."Некоторые волонтеры выкладывают в интернет "селфи" с военными, с врачами в привязке к конкретной местности. Бывали случаи, что после начинались обстрели. Лучше выкладывать в интернет фото отчетов и непосредственно самих товаров и амуниции, которую направляют на Донбасс", – считает Наталья Хазан.
Недавно несколько человек ранили из-за беспечности волонтеров. "Один из днепропетровских волонтеров приехал в Пески. Не хочу называть имени, это некорректно. Привез помощь, сфотографировался с медиками, сразу же выложил фото в соцсеть. Через несколько часов позицию украинской армии разбомбили. С одной стороны фотографии иллюстрируют, что волонтер действительно ездит на Донбасс, но в то же время такие фото могут навредить бойцам", – отмечает Наталья Хазан.
К слову, во второй половине января в горсовете Днепропетровска проводили общественные слушания. Власти хотели, чтобы волонтерские организации координировали свои действия с чиновниками. Цель – минимизировать возможные махинации. На нужды структур хотели выделить 4 миллиона гривен. Однако слушания так ни к чему не привели. Волонтеры отказались от помощи городского совета. Причина в том, что средства планировали направить на пропаганду волонтерства, а не на конкретную помощь нуждающимся.
Напомним, вернувшись из зоны боевых действий, некоторые бойцы сдают в ломбарды амуницию. За приборы ночного видения они могут получить до 2 600 гривен. Также сдают рации, а милиция изымает незарегестрированное оружие.