Для того, чтобы заняться высадкой картофель и других культур, жителям оккупированного Луганска сперва нужно собрать совсем иной урожай: мины, различные снаряды, а также растяжки, которые «посаженные» на земле, передает новости «Новороссии» Joinfo.ua со ссылкой на «Донбас.Реалии».
Похожая ситуация по всей линии разграничения. На прошлой неделе два взрывоопасных случаи были в Донецкой и Луганской областях. Временами на минах подрываются и те, кто их устанавливает. Журналисты изучали, какой урожай собирают на прифронтовой территории.
Начало апреля, Станица Луганская. На заднем дворе разрушенной школы поют птицы и слышны звуки металлоискателя. На вызов местного жителя приехали саперы - искать следы войны. И нашли - снаряд от ручного гранатомета.
Возможно, он пролежал в овраге позади школы еще с 2014-го года, когда за Станицу Луганскую шли ожесточенные бои. Тогда поселок вернулся под контроль Украины, но с тех пор земля стала урожайной на всевозможные находки.
Согласно информации, которую подготовил для ДжоИнфоМедиа журналист Георгий Полтавчук, среди прочего «урожая» - осколочная граната «Ф1», которая привязана к дереву. Саперы объясняют, что это фактически классика минировании. Но бывают и сюрпризы. Среди них может быть и невзрачный на первый взгляд, старый мяч.
«Вот мы видим данный предмет - старый футбольный мяч. Если мы положим внутрь определенный груз, а снизу выроем яму ... Возьмем гранату «Ф1» или любую другую ручную гранату, выдернем чеке, положим рычаг вверх, то получим мину-сюрприз », - объясняет начальник службы пиротехнических работ Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Андрей Кочетов .
Если такой мяч сдвинуть с места, рычаг разгрузится и граната сработает.
К разрушенной школе до сих пор приходят ее бывшие ученики. Это можно увидеть из свежих надписей на асфальте. Поэтому проверка местности здесь обязательна.
Полигон для изучения мин и растяжек
Ничего больше пули, житель Станицы Луганской Николай Анохин последнее время на своем огороде не находил. Мужчина шутит: может быть, не сезон. Не то, что в 2014 году.
«То, что должно было взорваться, взорвалось. На соседнем огороде есть одна неразорвавшаяся мина, но я побоялся лазить там», - говорит житель Станицы Луганской Николай Анохин.
Еще одна жительница Станицы Луганской Татьяна Попова рассказывает: когда ухаживала за соседским домом, случайно наткнулась на растяжку. К счастью, вовремя увидела провод от гранаты.
Женщина живет на Первой линии. Это и название улицы, и расстояние до Северского Донца. Когда-то - мечта луганского дачника. Теперь полигон для изучения мин и растяжек. Местные привыкли, хотя кое-где, даже профессионалу трудно распознать растяжку, говорит сапер «Юджин».
«Просто идти и смотреть под ноги - мало. Для этого нужно присесть. Если мы сядем на уровень с землей, растяжку сразу станет видно. Если сильно боишься растяжек, надо ползти, - говорит сапер Вооруженных сил Украины с позывным «Юджин».
«Минировали, чтобы враг не пришел. Но при чем здесь мы?»
65-летняя Любовь Мироненко с Троицкого на прошлой неделе спасала дом соседки от пожара.
Теперь женщина находится в Лисичанский городской больнице, потому подорвалась на растяжке. Она может и ползла бы по земле, если бы знала, что ее ждет.
«Сарай горел - я думала, чтобы не сгорел погреб, хотя бы он остался. Только открыла его, оттуда потекла вода. Я развернулась спиной, а оно мне волной «бахнуло» по ногам, по рукам, по ягодицам», - говорит Любовь Мироненко.
Женщина рассказывает, что в Троицком везде много растяжек. Минировали украинские солдаты, говорит Любовь Мироненко. А вот разминировать уже проблема. Солдаты идут, растяжки остаются, карт нет.
«Минировали все, чтобы к нам враг не пришел. Но при чем здесь мы?», - сетует женщина.
Село Троицкое находится почти на линии разграничения - под постоянным огнем боевиков. Растяжки здесь на каждом шагу.
«Да, бывает и люди пропадают: идут или, по крайней мере, забывают что-то передать. Или, например, в 2014 году ставилась не для того, чтобы это найти. Все может быть», - говорит сапер Вооруженных сил Украины «Юджин».
Такую информация обычно не прочитаешь в официальных сводках. Еще реже можно узнать, на чьих минах взрываются солдаты.
Вот пример сообщения пресс-центра АТО. Двое бойцов погибли Новолуганское на неизвестном взрывном устройстве.
Село совсем недавно перешло под контроль украинских Вооруженных сил. До этого в Новолуганское была серая зона, там хозяйничали боевики группировок, признанных в Украине террористическими. Чья мина убила двух солдат - ответа нет. Как и карт минных полей.
Встреча с «ведьмой» может быть фатальной - сапер
Собрать хороший урожай в донбасских степях и раньше было нелегко. А теперь это, в прямом смысле - зона рискованного земледелия.
В центре саперов в Авдеевке - настоящая экспозиция того, чем засеяны мирные поля Донбасса. Снаряды, противотанковые и противопехотные мины. Самая страшная из них - «ведьма».
Так называют противопехотная мина «ОЗМ». В Украине такая запрещена, а в России же ее используют. Мина буквально вылетает из земли и убивает всех вокруг. Саперы говорят, заметить зеленый взрыватель в зеленой траве очень сложно. У нее круговой радиус поражения, который может достигать 25 метров. Сапер «Юджин» говорит: встречал только 40 процентов людей, которые выживают после «встречи» с ней.
На разминирование Донбасса может пойти примерно 10 или 15 лет. Это свежий прогноз от заместителя министра по вопросам оккупированных территорий Георгия Туки. Для сравнения, Хорватия, где война закончилась двадцать два года назад, до сих пор не завершила разминирование. А Украина еще не закончила войну.
Ранее сообщалось, что боевики не смогли провести мобилизацию, а в России Путину указали на провал по всем фронтам.