Политик и экс-депутат Инна Богословская в своем блоге на УП рассмотрела несколько вариантов последствий для Украины, в случае, если будет принят самый жесткий закон о государственном языке. По мнению Богословской, нужны не радикальные наказания, а поощрения, передает Joinfo.ua
По мнению Богословской, депутаты очень однобоко видят языковую политику Украины: 100% всего эфирного времени на ТВ и радио на украинском языке, интернет и печатная пресса – на украинском языке, фильмы, книги, реклама – на украинском языке.
Если нарушил – заплати штраф.
Это политика кнута, самый простой способ навязывания своей картинки мира, абсолютно не считаясь с тем, что думают и как живут граждане страны.
Такой подход приведет к очень серьезным последствиям.
- Риск сепарации и гражданской войны.
Целые регионы, особенно те, в которых компактно проживают национальные меньшинства на границах с другими государствами, могут отколоться. Закарпатье, Бессарабия, Буковина – хоть кто-то просчитывал, как они отреагируют на насильственную украинизацию?
- Козырь Кремлю.
Представьте, сколько тонн пропаганды выльется на жителей оккупированных территорий, районов, которые граничат с линией размежевания? Сколько пропаганды выльется на жителей приграничных с Россией территорий, всего Юго-Востока страны через спутниковое ТВ, Интернет и т.д.? Может, давайте сразу скажем: нам не нужны русскоязычные люди вообще?
- Дальнейшее отторжение граждан Украины от власти и государства.
Вместо того, чтобы вовлечь в строительство государства, депутаты строят новый забор между властью и обществом.
- Миграция инженеров, программистов и других специалистов-технарей, ученых.
Вся техническая литература, инженерное дело, разработки в освоении космоса – на русском языке. Что сделают многие специалисты, когда останутся без инструмента для работы? Правильно – уедут в Россию, а те, кто владеет английским языком – на Запад.
- Повышение расходов на ведение бизнеса – в медиа и других сферах.
Как это у нас принято, расходы на создание украиноязычного контента государство перекладывает на предпринимателей, делая их неконкурентоспособными.
Какая формула была бы правильной, когда мы говорим о языковой политике.
Украинский язык: не защищать, а развивать. Это язык национальной самоидентификации, язык уникальной культуры, язык самовыражения. Нам нужно создать новый современный украинский язык.
Русский язык: не запрещать, а дать им пользоваться. Это язык перехода от постсоветского в новый мир.
Английский язык: учить, учить и еще раз учить. Это вопрос нашей конкурентоспособности и процветания. 2016-й был объявлен годом английского языка в Украине. На бумаге, но не в жизни. Порошенко понимает, насколько это важно для страны. Но у нынешней власти между "понимать" и "делать" – пропасть.
Чтобы украинский язык реально стал общегосударственным, нужны стимулы:
- налоговые льготы производителям украиноязычного контента;
- государственная программа развития современного украинского языка, включая терминологию XXI века, язык новых научных разработок;
- бесплатные/льготные государственные курсы по изучению украинского языка;
- государственная программа обучения учителей украинского языка – в школах и ВУЗах украинский язык нужно преподавать интересно и живо;
- программа популяризации украинского языка – социальная реклама, проекты в разных регионах страны.
Еще раз: украинский язык должен объединить Украину, подчеркнуть ее самобытность и уникальность, а не сеять вражду.
Этого можно добиться. Главное – думать и любить всех граждан своей страны.