В эту субботу, 5 ноября, у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия — день рождения. "Сегодня" собрала 5 фактов о настоятеле УПЦ.
1. АФОН НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. "Ежегодно осенью Митрополит Онуфрий уединяется в древних монастырях Святой Горы Афон, чтобы поблагодарить Бога за прошедший год, попросить благословения на новый, помолиться за всех, с кем Господь свел на земном пути, помянуть тех, которые уже отошли к Господу, и просто почувствовать благодать Господнего присутствия в святом месте, отдаленном от мирского шума и суеты, — говорит Архимандрит Пафнутий, пресс-секретарь Блаженнейшего митрополита Онуфрия. — Предстоятелю исполняется 72 года, и он молится на Святой Горе и за нас, чтобы Господь послал такой желанный сегодня мир Украине — и каждому из нас, чтобы Божья Мать вдохновляла нас к смиренной духовной работе".
2. КАК ГОВОРИТЬ С ВЛАДЫКОЙ. Его Блаженство не любит суеты и бесполезных слов. Как говорит отец Пафнутий: "Не спешите высказать при встрече с Владыкой все свои чувства. Говорите главное, о чем болит душа, и что больше всего беспокоит сердце, а Блаженнейший Владыка за Вас помолится".
3. "КАК НАДОЕЛИ ЭТИ ГОРЫ". "Вспоминаются мои детские годы, когда мне очень хотелось в город, — говорит в одном из своих интервью Его Блаженство о родной Буковине. — Так уже хотелось! Неподалеку от нас есть городок Вижница, там было немного асфальта. На велосипеде катаешься и думаешь: "Боже мой! А у нас же в деревне грязь кругом. Вот если бы жить в городе!" Вылезаю на ворота. Измеряю — где восток, а где — запад, север и юг. По карте ищу — где же Черновцы, и думаю: неужели вот за этими горами — город Черновцы? Посмотришь — везде горы, одни горы! И так они мне надоели. А теперь думаю — так уже надоел город. Хочется туда, в мои горы!".
4. "ОРЕСТ ВЖЕ НЕ ОРЕСТ". Родственники Блаженнейшего вспоминают, как все село не могло дождаться июля, когда ежегодно в отпуск приезжал будущий святитель к родителям, вместе с кем-то из братии Троице-Сергиевой лавры. По окончании средней школы Орест Березовский учился в Черновицком техучилище, затем работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Не очень удивились односельчане, когда после третьего курса университета Ореста зачислили на второй курс Московской духовной семинарии. Ведь служить Богу — семейное призвание Березовских. Однажды соседка увидела, что хозяйка дома Юлия Ивановна несколько расстроена: "Чи всі у вас здорові, як там Орест?". — "Богу дякувати, всі здорові, але Орест вже не Орест, а Онуфрій, він уже не наш...". Родители благословили его на высокое служение. Отец — протоиерей Владимир, на литургии просил Бога за весь монашеский чин, а мать Юлия Ивановна читала Псалтырь, прося Бога Его милости и поддержки для сына".
5. НЕМИЛОСТЬ ФИЛАРЕТА. В 1992 году Черновицкий епископ Онуфрий выступил против неканоничных действий тогдашнего митрополита Филарета, за что был переведен из Буковины на Ивано-Франковскую кафедру. "Однако буковинская паства не захотела расставаться с владыкой, которого полюбила за два года его служения, и заблокировала все доступы к епархиальному управлению, закрыв любые возможности насильно перевести владыку в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долго оставался в вынужденном затворе. Возможно, его молитва и расположила Божью милость на всю Буковину. Ведь следующие 20 лет относительное спокойствие воцарились во всей УПЦ", — говорит отец Пафнутий.
БЛАЖЕННЕЙШИЙ: СТРОГ К СЕБЕ И МИЛОСЕРДЕН К ОКРУЖАЮЩИМ
"Блаженнейший митрополит Онуфрий — это идеал в моей жизни, — говорит владыка Павел, наместник Киево-Печерской лавры. — Очень требовательный к себе, но милосердный к окружающим. Мое первое знакомство с владыкой состоялось, когда я еще учился в семинарии Троице-Сергиевой лавры, а Блаженнейший был в лавре благочинным. На время каникул у меня было послушание уставщика регента архимандрита Матфея (Мормыля).
Как-то пропала книга "Осьмигласник", и отец Матфей строго приказал найти книгу. Не зная, что делать и где искать, я пошел к отцу Анастасию, а он мне ответил: "Моя молитва не поднимается выше первого яруса Лаврской колокольни. Иди к отцу Онуфрию — он тебе поможет". Я пошел к благочинному, понимая, что это моя последняя надежда. Рассказал ему о своей проблеме, и оказалось, что у него в личной библиотеке была такая книга, но только переплет был поврежден. Вместе со мной он пошел в библиотеку, чтобы сделать переплет, и отдал эту книгу мне. Приношу отцу Матфею книгу, а он к этому времени свою нашел, которая потерялась. Я говорю: "А что мне с этой книгой делать?". А отец Матфей отвечает: "Пусть у тебя будет. Теперь и у меня, и у тебя книга есть". Я иду к отцу Онуфрию и говорю: "Батюшка, возьмите, у отца Матфея его книга нашлась". А он мне отвечает: "Пусть эта книга останется у тебя".
Такие жизненные ситуации запоминаются на всю жизнь. Это его отношение к простому семинаристу показывает, какой был, есть и остается добрый пастырь. Ни разу никого не осудивший, не сделавший никогда замечания, он ко всем относится с любовью. Владыка своим внутренним молитвенным горением и других заставляет молиться. Его мудрые слова помогают становиться чище душой и наставляют паству на путь, указанный Господом. И я от всей души прошу Всемилостивого Бога, чтобы Он сохранил нашего Блаженнейшего на долгие благословенные лета для нашей Церкви, для нас с вами. Светлой радости, крепкого здоровья, щедрой всесильной помощи Божией в Ваших усердных архипастырских трудах, Ваше Блаженство!"
Владыки. Митрополит Павел и Блаженнейший митрополит Онуфрий.
МОЛИТВА СДЕРЖАЛА ВОЙНУ
"Его Блаженство не любит политики и идеологических лозунгов, но обратите внимание: все архипастырские визиты и служение Предстоятеля словно сшивают, соединяют Украину — от Одессы до Чернигова, от Закарпатья до Слобожанщины, — говорит Архимандрит Пафнутий. — С особым вниманием и болью Владыка посещает восточные епархии, которые находятся рядом с зоной АТО: и Северодонецкую епархию на Луганщине, и Бердянскую, которая граничит с Мариуполем. Верю, что молитва Его Блаженства сдержала войну и агрессию, которая могла докатиться и вглубь Украины.
Мое же первое духовное знакомство с будущим Предстоятелем состоялось намного позднее, чем обыкновенное, ведь мы с Блаженнейшим Владыкой — земляки. Каждый год видел его, правда, издалека, так как мой отец занимал высокую партийно-хозяйственную должность, я не мог вместе с другими односельчанами подходить к монаху за благословением, но именно тогда у меня зародился интерес к монашеству и вере. Когда я уже учился в Киевском университете имени Тараса Шевченко, произошла наша первая встреча. Это было во время литургии на руинах Успенского собора в Лавре. Я прогуливался по Лавре и очень обрадовался, когда увидел, что идет праздничная служба. После нее подошел к Владыке, представился. Он очень обрадовался и пожал мою руку, которую я несмело держал, не умея брать благословение. Расспрашивал о родителях, о моей учебе, и ни слова — о том, хожу ли я в церковь, — степень моего воцерковления была налицо. Прошло еще некоторое время, пока я уже осознанно подходил к владыке за благословением, решая с ним жизненно важные вопросы. А тогда мои студенческие годы осветила улыбка Владыки Онуфрия и его молитва, о которой я тогда еще так мало понимал, но уже ощутил ее благодатное воздействие".