Обещания, данные боевиками т.н. "ДНР" два года назад, превратились в пыль. Фото: Соцсети
Два года назад боевики провели в Донецке так называемый "референдум". Трудно представить себе более нелегитимный избирательный процесс: в Донецке голосовали без паспортов, за себя и за соседа, галочки ставили российские солдаты, лица без гражданства и жители других городов. Результаты были готовы через четыре часа после окончания плебисцита – оказалось, что в Донецке чуть ли не единогласно проголосовали за отделение и присоединение к России.
Все уже понялиОбещания, которые щедро раздавали налево и направо боевики, заманивая на референдум, на поверку оказались фикцией. И это в первую очередь касается вхождения в состав России. Людям, способным анализировать ситуацию, это было понятно сразу, а вот некоторые дончане еще долго ждали, когда же президент РФ Владимир Путин объявит о присоединении Донбасса. Через два года уже даже самые большие поклонники Путина поняли – присоединения не будет.
Фото: Соцсети
"Я видел тех, кто повелся на слова боевиков, мол, Россия только и ждет, когда на Донбассе проголосуют за выход из состава Украины. Спрашивал у них: а что, в России референдум не нужен? Не надо спрашивать граждан, хотят ли они иметь в составе своего государства еще один дотационный округ? Куда там! Руками махали, мол, россияне всегда готовы. Ну, теперь жару поубавилось у поклонников "русского мира", – поделился донецкий пенсионер Руслан Демидюк.
Прокормить себя не получаетсяВ своих призывах боевики давили на то, что шахтерский край в Украине считается дотационным. "Донбасс всю Украину кормит!" – утверждали сочувствующие боевикам экономисты. На самом деле все не совсем так. "С одной стороны, промышленность Донбасса была ориентирована на экспорт, и внешняя торговля приносила в бюджет Украины больше 20% валютных поступлений. С другой – регион был не в состоянии прокормить себя сам, – рассказала Сегодня.ua экономист Татьяна Шелудякова. – Огромное количество "молодых" пенсионеров-шахтеров с немалыми "шахтерскими пенсиями", дотации выравнивания, господдержка угледобывающих предприятий и реструктуризация, госзаказ на уголь из Донбасса, несмотря на его завышенную себестоимость, субвенции на социально-экономическое развитие региона и прочее – все это требовало значительного финансирования из госбюджета. В мае 2014-го руководители так называемой "ДНР" начали муссировать тезис о самодостаточности региона, дескать, прокормимся сами. Специфика Донбасса, наличие в нем преимущественно предприятий угольной и тяжелой промышленности, отправляющих продукцию по всему миру, считалась в "ДНР" привлекательной. Как же, можно торговать и получать валюту! Однако непризнанность "республики" не дает возможности завязывания торговых отношений. С предприятий ушли специалисты, ИТР, сами мощности постепенно уничтожаются, превращаясь в металлолом. Пока в Донбасс закачивается финансовая помощь из России, те же дотации, по сути. С контролируемых территорий Украины в "ДНР" везут продукты. Так что прокормить себя у оккупированных территорий не получается".
Фото: Соцсети
Шахты уничтожаются боевикамиК слову, лозунг "Предотвратим продажу и уничтожение стратегических предприятий!" на митингах весны-2014 был одним из самых популярных. Боевики накручивали население тем, что, вступив в Евросоюз, Украина будет вынуждена закрыть шахты. В итоге, шахты закрываются и уничтожаются самими боевиками, шахтеры с еще работающих угледобывающих предприятий сидят по несколько месяцев без зарплат.
Намечавшуюся добычу сланцевого газа на севере области объявили уничтожением экологии. В итоге международная корпорация свернула все свои планы по разработке участка под Славянском. Зато сейчас экологии угрожают затопленные шахты и постоянно повышающийся уровень грунтовых вод.
"В подвалах у нас на Админпоселке вода уже стоит и не уходит. Боимся представить, что будет летом – комары, вонь, микробы. Не дай Бог вода начнет дома подмывать, и так ведь на шахтных дырах стоят", – сетуют жители Куйбышевского района Донецка.
Фото: Соцсети
Цены "московские", а не зарплатыСправедливости ради надо отметить, что одно обещание в т.н. "ДНР" сдержали – ввели российский рубль в качестве собственной денежной единицы. Но народной радости по этому поводу не видать. То ли из-за того, что рубль рублем, а цены в Донецке на все товары зашкаливают, то ли из-за того что гривневые зарплаты пересчитали по курсу 1:2, а торговцы и менялы пользуются курсом 1:3.
"Гривна стала валютой, в которой можно хранить сбережения, наряду с долларом и евро, – говорит дончанка Людмила Гусева. - Помню, как боевики обещали "московские" зарплаты и пенсии – в итоге мы получили "московские" только цены".
Обещания, данные боевиками т.н. "ДНР" два года назад, превратились в пыль. "Республика" живет на финансовые подачки соседнего государства. Людей лишили возможности свободно передвигаться, менять место жительства, оформлять документы, получать образование. Рабочие места, достойные зарплаты и пенсии, перспективы – все это было отобрано вооруженными людьми, которые себя чувствуют в Донецке довольно неплохо.
Фото: Соцсети
"При этом по телевизору нам доказывают, что в "республике" все прекрасно – промышленность оживает, сельское хозяйство расцветает, зарплаты растут как на дрожжах. Не знаю, кто в это верит", – говорит житель Донецка Олег Кирьяш.
"Важный фактор – страх"Эксперты и политологи подтверждают: два года назад дончан обрабатывали эмоционально, ментально, психически, не давая возможности разумно оценить ситуацию.
"Была одна задача – максимально дестабилизировать ситуацию как можно на большей территории Украины. Максимально это получилось на территории Донецкой и Луганской областей. Когда проходил референдум, работа вожаков бандформирований строилась на эмоциях и идеологических лозунгах, главным из которых был "К черту киевскую хунту! Наша цель – Россия". Все остальные обещания, которые шли под "референдум", – не более чем фантазия, которая ничем не обосновывалась, – рассказал Сегодня.ua военный эксперт Дмитрий Тымчук. – На тех территориях работает очень мощная пропаганда. Одурманивание населения идет полным ходом, например, многие верят, что в Киеве убивают за русский язык. Под этой идеологической маркой люди терпят лишения. Стоит добавить важным фактором страх. Что такое "на подвал" знают многие жители оккупированных территорий. В итоге идеологическое одурманивание вкупе со страхом позволяет боевикам достаточно эффективно управлять той территорией".
Фото: Соцсети
Политолог Ярослав Макитра дает довольно грустный прогноз для оккупированных территорий: ситуация для граждан будет только ухудшаться.
"Эти территории – попросту инструмент в политических игрищах. И люди оказались отрезаны от Украины и не признаны в правовом поле России. Есть проблемы с дипломами об образовании, продажей имущества. Документы купли-продажи оформляются на территории Украины, а документы "ДНР" и "ЛНР" не имеют веса и не признаны. Опять же, чтобы пересекать границу с Россией нужно иметь украинский паспорт. Подобный список можно продолжать очень долго. Вот такой получился "русский мир" на выходе, – отметил Макитра. – "Республики" превращаются в Приднестровье. Для Кремля они всего лишь инструмент, чтобы влиять на ситуацию в Украине. Полноценно содержать эти территории Россия не собирается. Однако никто не откладывал возвращения контроля Украины над теми территориями".