Авторизация

Переселенцы: "В родном Донецке не все рады нашему возвращению"

Переселенцы: "В родном Донецке не все рады нашему возвращению"
Многие не смогли найти новый дом. Фото: Соцсети



В последнее время переселенцы с неподконтрольных Украине территорий Донбасса все чаще говорят о намерении вернуться домой. Многие просто устали. Люди жалуются на переезды по съемным квартирам и жизнь в полуразрушенных общежитиях. Они вынуждены бегать по управлениям и службам, доказывая, что они действительно переселенцы. Не всякий выдерживает огульные обвинения всех жителей Донбасса в сепаратизме, и не каждый готов оправдываться за своих соседей, ходивших по "референдумам".
Паника и отчаяние переселенцев
В начале этой неделе Управление по координации гуманитарных вопросов ООН в своем докладе акцентировало внимание на том, что украинские власти замораживают выплаты более чем 600 тысячам переселенцам из зоны военного конфликта на Донбассе.
"Сотни тысяч граждан Украины живут в страхе, что их могут лишить социальных выплат. Украинское правительство подчеркивает необходимость борьбы с мошенничеством и предполагает, что не все от общего числа зарегистрированных внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) получили этот статус по праву", – говорится в докладе. Кроме того, в ООН заметили, что органы власти используют различные методы для пересмотра статуса ВПЛ. Например, внезапные визиты на дом или опрос свидетелей, которые могут доказать, что переселенцы на самом деле являются переселенцами.
Переселенцы: "В родном Донецке не все рады нашему возвращению"

Фото: Соцсети
В итоге – паника и отчаяние у переселенцев, для многих из которых соцвыплаты – единственный источник существования. "Новость о том, что многих переселенцев собираются лишить выплат оказалась как снег на голову, – сетует пенсионерка из Донбасса Кристина Никитина, которая сейчас живет в Харьковской области. – У меня все документы на руках, когда надо – хожу отмечаться в собес, и все равно постоянно переживаю из-за различных проверок, о которых ходят слухи или рассказывают по телевизору. Пенсия моя чуть больше 2000 гривен, еще как переселенка получаю 800 с копейками. Худо-бедно, хватает сводить концы с концами, а что будет, если лишат статуса переселенца? Тогда все – ни пенсии, ни переселенческих".
Уезжать пенсионерке некуда – ее дом в Донецке почти полностью разрушен. А семья Виталия Сухорукова боится, что лишится статуса ни за что. "Мы с женой живем в Киеве, снимаем квартиру за 4000 грн, нашли работу, – говорит дончанин Виталий Сухоруков. – Каждый месяц нам на карточки приходят "переселенческие" по 440 гривен. Не много, но хватает оплатить коммунальные счета. А раз в полгода мне приходится приезжать в Донецк, чтобы проведать тещу. Она наотрез отказалась покидать свой дом, а мы не можем нормально жить под постоянными бомбежками. Хотя, каждый раз, когда еду в Донецк, переживаю, что с меня могут снять статус переселенца. То и дело говорят, о каких-то внезапных проверках, мол, приходят домой и смотрят – живу я там или нет. Если меня там нет – лишат выплаты и статуса, а это сильно ударит по карману".
Семья Коваленко, жившие последний год в Запорожье, уже упаковали свои пожитки для возвращения в Донецк. "Нам не повезло. С работой туго, хозяин квартиры поднимает аренду чуть ли не каждый месяц, – говорит Алена Коваленко, молодая мама. – С ребенком очень трудно жить только на пособия. В Донецке есть квартира, есть друзья, которые готовы помочь. Не хочется ехать туда, где боевики ходят по улицам, но другого выхода у меня нет".
"Кто-то смог адаптироваться, а кто-то нет"
Социологи говорят о том, что в последнее время люди возвращаются на Донбасс по разным причинам, однако самая основная – отсутствие возможности закрепиться на мирной территории.
"Знаю несколько семей, которые вернулись на оккупированную территорию потому, что попросту не смогли осесть в других городах, – рассказывает социолог Егор Игнатьев. – Кто-то смог адаптироваться, кто-то – нет. У большинства переселенцев сохранились социальные связи на той территории. И многие переселенцы возвращаются на оккупированную территорию. Во-первых, там им не надо снимать жилье, а во-вторых, надеются найти там постоянную работу. Бизнес есть бизнес, и даже в условиях войны всегда найдутся те, кто будет предоставлять какие-то услуги, и те, кто будет ими пользоваться. К примеру, у меня есть несколько знакомых, которые вернулись назад на свои предыдущие работы. Один продолжил стоматологическую практику в Донецке, другой – управляющий магазина".
Переселенцы: "В родном Донецке не все рады нашему возвращению"

Фото: Соцсети
Врачи, учителя, инженеры, коммунальные работники и пр. – для них в Донецке найдется работа, пусть даже с весьма скромной оплатой. Но переселенцы говорят, что готовы вернуться, не смотря на среднюю зарплату в 5000-6000 тысяч рублей (1892-2271 грн по курсу НБУ), которая их ждет в оккупированном городе. "Не надо называть нас предателями или перебежчиками. Прежде надо побывать в нашей шкуре – убегать из-под обстрела, питаться раз в два дня, потому что денег мало, унижаться перед работодателями или соседями, – говорит дончанка Юлия Миколайчук. – Не думаю, что меня – врача-педиатра – назовут пособником боевиков. Или моего мужа – кардиолога. Да, мы вернулись. В Донецке, в родном нашем городе, не все рады нашему возвращению. Уже пошли слухи, что мы будем требовать рабочие места получше или зарплату побольше. Да Бог с вами, дайте спокойно работать и жить!"
Молодежь, у которой есть возможность работать в удаленном от работодателя доступе, также подумывает вернуться. "Живу второй год в хостеле. В комнате 8 человек. Никаких перспектив и планов на будущее. Я программист, мне все равно, где находится – были бы под рукой компьютер и интернет. В Донецке я живу на Пролетарке, там почти спокойно, не стреляют. Буду зарабатывать как прежде, но хоть что-то останется на нормальную жизнь", – поделился Игорь Мась.
"Вместо жилья и работы предложили "геморрой" со справками"
Эксперты говорят, что государство не смогло достойно решить проблему внутренних переселенцев. "За два года только увеличивалось количество проблем у людей, но никак не улучшалась их жизнь. О чем можно говорить, если о гуманитарных коридорах для выезда беженцев в 2014 году люди узнавали случайно? Я не понимаю, почему у брендового магазина есть смс-рассылка с акциями и скидками, а у Госслужбы по чрезвычайным ситуациям не было смс-информирования людей, каким образом можно покинуть оккупированную территорию. Не у всех же есть интернет, в конце концов. Дальше – социальное жилье для переселенцев – где? Помощь в трудоустройстве – где? Люди потеряли дом и работу… Неужели все, что смогло предложить им государство, это несколько старых общаг и "геморрой" со справками и печатями? Естественно, они плюнут на все и вернутся домой. Там им тоже не все рады – мол, "отсиживались в спокойном месте, пока мы тут под бомбежками бегали", но все-таки там дом и родня. Так что судьба переселенцев трагична в любом случае, – отметил военный эксперт Георгий Салманишвили. – И движения властей в сторону ущемления их прав играет вовсе не в пользу этих властей".
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?