Фото: arthousetraffic.com Фильм Мой король показывает всю объемность отношений в паре
18 февраля в украинском прокате стартовал Мой король, французская мелодрама о любви, ненависти и всём, что между ними.
«Мне не хотелось делать никаких однозначных выводов: моим желанием было просто сделать фильм – и дать повод для размышлений», -- говорит режиссёр Майвенн Ле Беско, чья картина в итоге заставила задуматься и зрителей, и критиков, пишет Анна Давыдова в №6 журнала Корреспондент от 19 февраля 2016 года.
Мелодрама о десяти годах страстных и сложных отношений принесла Эммануэль Берко, сыгравшей главную женскую роль, звание Лучшей актрисы Канн-2015, претендовала на Золотую пальмовую ветвь фестиваля, а сейчас представлена в восьми номинациях «французского Оскара» – премии Сезар, вручение которой состоится 26 февраля. Забавно, но в двух ключевых номинациях, Лучший фильм и Лучшая режиссура, Ле Беско будет сражаться с Берко -- актрисой её же фильма и, «по совместительству», режиссёром собственной картины, Молодая кровь.
Впрочем, главное в Моём короле – всё же не награды, которые ему присуждают, а чувства, которые он вызывает. «Эммануэль Берко здесь просто душераздирающа, а Венсан Кассель, кажется, никогда не играл лучше», – пишет обозреватель TheVariety.
Любовь, которая сбивает с ног
Мой король, выпущенный в Украине компанией Артхаус Трафик, – это, в принципе, фильм-эмоция, фильм-нерв. И тем символичнее, что начинается он с неврологической проблемы: главная героиня Тони (Берко) проходит реабилитацию в клинике после горнолыжной травмы.
Одна из терапевтических практик – сеансы с психологом. И на одном из них врач рассказывает Тони любопытную теорию, согласно которой проблемы с заживлением колена могут быть связаны с некой неразрешённой ситуацией в прошлом, мешающей ей двигаться – в буквальном смысле идти, -- дальше. И Тони начинает вспоминать…
Что же она вспоминает? Своего мужчину, своего короля Джорджио (Кассель), подарившего ей самую большую любовь и самое большое разочарование в жизни. Хотя он ведь намекал... Да что там намекал – прямым текстом говорил.
«Все мужчины – мудаки. Ты тоже?» – спросила Тони, лёжа в постели с Джорджио после их первой ночи. «Конечно же, нет! – возмущённо ответил он. – Я – король! Король мудаков».
Кто такая Тони? Успешный адвокат под 40, пусть не красавица, но симпатичная, весёлая, харизматичная; никогда не создававшая семьи, но готовая к этому.
Кто такой Джорджио? Стареющий, но всё ещё роскошный плейбой-ресторатор с великолепным чувством юмора и стиля, уставший от девочек-моделей и желающий тихой семейной гавани и ребёнка.
Казалось бы, идеальная пара. Так оно поначалу и было: идеальный завтрак в идеальной квартире, с которого всё началось, идеальная свадьба с пикником на идеальной лужайке, затем -- идеальный малыш, появившийся на свет в идеальной палате.
Но вот как раз на этапе подготовки к рождению ребёнка идеальный мир дал идеальную же трещину – такую, что как ни склеивай, всё равно разойдётся: постоянные исчезновения и вероятные измены Джорджио, его внезапно обнаружившаяся страсть к наркотикам, бесконечные ссоры и истерики беременной Тони…
Война без победителей
Впрочем, Мой король далеко не так однозначен, как кажется.
«Я играл у режиссёра-женщины, моей партнёршей тоже была женщина-режиссёр, и в этих обстоятельствах я не хотел, чтобы мораль всей истории в итоге свелась к тому, что мой герой – подонок, а женщина – жертва, -- говорит Кассель. – Да, у Майвенн не было намерения что-то радикализировать или упрощать, но всё равно бывали моменты, когда мне хотелось сказать: «Да ну вы что, так не может быть! Ну поставьте себя на наше [мужчин] место».
Действительно, этот фильм лучше смотреть вдвоём – разным сторонам в извечной «войне полов» он, как оказалось, показывает разное.
Так, с женской точки зрения, Мой король -- это, пожалуй, в первую очередь кино о созависимых отношениях и необходимости освобождения от них. О том, как велик для многих женщин соблазн раствориться в своих мужчинах, в своей любви, сведя на нет ценность себя самой. Вот только вред здесь обоюдный. Эти добровольные жертвы в какой-то мере сами формируют и подпитывают своих палачей: собаку, которая ластится, когда её бьют, так и тянет ударить снова.
Но ведь в начале отношений никто жертвой и палачом не был: возможно, склонность к этому зрела где-то глубоко внутри, но раскрыться она могла только, когда две половинки сойдутся. Такой вот замкнуто-разомкнутый круг, где нельзя обрести свободу, не прочувствовав неволи, и нельзя прекратить быть подонком, не став им.
А с мужской же, оказывается, видно другое: «Всё просто -- это же главный сюжет человечества: о поиске утраченного рая, -- сказал один из зрителей киевской премьеры. -- О том, что люди не ценят то, что им легко досталось и без проблем поддаются искушению, а уже потом, осознав, что потеряли, начинают прилагать немыслимые усилия, чтобы всё вернуть».
С этой точкой зрения согласен и Кассель: «Все мужчины становятся идиотами, когда их уличают в измене, когда женщины устраивают им скандалы или упрекают в чём-то. Но ведь нам [мужчинам] необходимо примирять в себе совершенно разные вещи – необходимость быть добрым человеком, хорошим отцом и нашу естественную, хотим мы того или нет, тягу к драйву, к жизни на полную. И я хотел показать, каково это».
Что ж, мужик сказал – мужик сделал. Точнее – показал: роль Джорджио и вправду одна из лучших в карьере 49-летнего Венсана, которому не привыкать играть персонажей сомнительных моральных качеств.
Касселю удалось волшебным образом соединить в этом образе того самого «короля мудаков» и в то же время -- истинного короля, мужчину-мечту, способного сделать женщину по-настоящему счастливой. Так же и Берко -- не зря она получила свою каннскую награду. Её Тони – одновременно и жертва, в какой-то мере втоптавшая в грязь сама себя, и при этом – сильный боец, способный проявить подлинные чудеса духа.
Одним словом, Мой король пытается донести простую мысль: когда в очередной раз хочется списать все проблемы в отношениях на то, что «мужики козлы», а «бабы дуры», возможно, стоит просто перестать кричать и начать слушать. И не только слушать, но и слышать – слышать то, что тебе говорят. Иногда – совершенно прямо.
***
Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 19 февраля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.