Новый дом. Астрономы открыли планету, наиболее похожую на Землю

Фото: NASA Кеплер-452b в пять раз больше Земли и имеет гравитацию вдвое сильнее, однако наиболее пригоден для жизни из всех обнаруженных планет
Планета Кеплер-452b может стать первым небесным телом вне Солнечной системы, где возможна жизнь.
«Она на 1,5 млрд лет старше Земли и, скорее всего, будет напоминать огромный каменный шар. Хотя теперь мы точно знаем, что эта планета не огромный сгусток газа и на ней, возможно, есть вода в жидком состоянии», - говорит Корреспонденту Люсия Ленарес из Европейского космического агентства.
Эксперт считает, что обнаружение планеты, которую на прошлой неделе презентовали в NASA как наиболее похожую на Землю, станет стимулом для будущего освоения космоса, пишет Павел Сивоконь в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года. Кроме того, своего часа ждут свыше 4 тыс. объектов, которые уже открыл телескоп Кеплер, но пока их данные не изучены.
Планета Кеплер-452b является первым небесным телом, находящимся на нужном отдалении от своего светила и способным быть источником жизни
Планета Кеплер-452b стала одним из самых ярких открытий в астрономии в этом году. Она является первым небесным телом, находящимся на нужном отдалении от своего светила и способным быть источником жизни. До этого в поле зрения учёных в основном попадали только газовые гиганты или огромные куски камня, которые располагаются или слишком близко, или далеко от ближайшей звезды, так что жизнь там невозможна даже теоретически.
Поэтому и к самому направлению поиска экзопланет (миров вне Солнечной системы, похожих на Землю) относились с изрядной долей скептицизма. В прошлом году в NASA хотели заморозить программу Кеплер. А после новостей о планете решили в 2017-м запустить новый спутник, который займется сбором и анализом данных, чтобы понять, в какую сторону лететь.
По мнению большинства аналитиков, за пределами Солнечной системы есть миллионы миров, и только немногие из них могут быть колонизированы. Более того, длительный перелёт (а до Марса лететь свыше полутора лет) возможен только по направлению к планете, пригодной для жизни. Остальные миры слишком далеки, и их колонизация займёт огромное количество времени.
Расстояние до Кеплера-452b в 1.400 световых лет не пугает учёных. Ведь в будущем похожие планеты могут обнаружиться намного ближе, и лететь до них придётся не так долго
Таким образом, даже расстояние до Кеплера-452b в 1.400 световых лет не пугает учёных. Ведь в будущем похожие планеты могут обнаружиться намного ближе, и лететь до них придётся не так долго.
Сейчас же предстоит понять, насколько эта планета похожа на Землю и какова достоверность данных о ней, полученных с помощью орбитального телескопа. Если расчёты подтвердятся, то они лягут в основу гипотезы, что во Вселенной есть миры, пригодные для жизни.
Но пока в Вашингтоне заговорили об увеличении ассигнований на дистанционные исследования космоса, так как они начали приносить свои первые плоды. С 1995 года, когда была обнаружена первая планета, вращающаяся вокруг звезды, очень похожей на наше Солнце, учёные сделали значительный шаг вперёд. Эта планета оказалась газовым гигантом и не подходила для белковой жизни. Но понять это смогли далеко не сразу. Теперь же астрономы будут знать, из чего состоит Кеплер-452b и какая на нём атмосфера.
Конечно, он не станет направлением для отправки миссии – это слишком далеко. Но может подтолкнуть страны к предметному исследованию более близких планет.
Камень у звезды
Кеплер-452 был обнаружен в 2009 году - тогда у планеты не было собственного имени, а только порядковый номер. В 2013-м её орбиту и общие физические характеристики только начали анализировать.
«Вначале это был лишь один из кандидатов. Хотя его отличало то, что планета изначально находилась в зоне жизни, то есть примерно на таком же расстоянии от звезды, как и Земля», - говорит Эрик Стерн из NASA.
По его словам, когда подтвердилось, что многие параметры новой планеты совпадают с земными, её начали изучать более серьёзно.
В итоге выяснилось, что Кеплер-452b в пять раз больше Земли и имеет гравитацию в два раза сильнее. Это позволило учёным говорить, что у него есть каменное или железное ядро, к тому же довольно массивное. Так как в противном случае гравитационное притяжение было бы значительно меньше.
Поверхность планеты, скорее всего, твёрдая. Ведь если бы она была газовым гигантом, то с таким гравитационными показателями имела бы куда больший размер. За 385 земных дней она совершает полный оборот вокруг своей звезды, поэтому её год почти идентичен нашему. И вращается она вокруг светила класса G2, почти идентичного Солнцу.
Хотя тут есть одно существенное отличие: светимость звезды новой планеты постепенно растёт. Раньше она была значительно меньше, но продолжает увеличиваться.
Это объясняет, почему возраст Кеплера-452b – от 6 млрд до 8 млрд лет, тогда как у Земли эта цифра составляет только 4,5 млрд. Если бы её звезда имела изначально такую же светимость, как Солнце, и постепенно увеличивала её, то бы выжгла все ближайшие планеты. Жизнь и вода там бы были невозможными.
Подобное со временем случится и с Землёй. Солнце постепенно будет увеличивать свою светимость и размеры. Через несколько миллиардов лет оно поглотит ближние планеты и Землю. А спутник Сатурна Титан станет самой пригодной для обитания планетой. Звезда Кеплера-452b только теперь дошла до порога светимости Солнца, и поэтому там возможны условия для жизни.
В NASA уже заявили, что на планете может быть достаточно полезных ископаемых, которые образуются только в океанах, а значит, там была жизнь. Но пока эту гипотезу предстоит доказать. Более того, нужно придумать, как преодолеть свыше 1.400 световых лет, чтобы добраться до этой планеты.
За пределами
«Нет смысла лететь через годы и океаны Вселенной, чтобы оказаться у газового гиганта, который не может дать самых простых условий для колонизации», - считает Джанет Стивенс из Space Foundation.
Освоение далёких и близких планет, по её мнению, возможно только при условии, что люди знают заранее, куда направиться.
Поэтому в последние годы исследованию экзопланет уделяют больше внимания. Кроме того, в условиях постоянного ограничения бюджетов на пилотируемую космонавтику выгоднее изучать космос с помощью орбитальных телескопов и станций-роботов.
В этом году сразу две такие станции, европейская Rozetta и американская New Horizons, принесли значительный прорыв мировой науке. Первая приземлилась на комету, вторая вплотную подлетела к Плутону и представила снимки его поверхости.
Экспедиция к Плутону также показала, что небольшие автономные станции с ядерными батареями могут спокойно лететь в состоянии заморозки долгие годы, используя орбиты ближайших планет для разгона. Так что New Horizons к 2020-му должен покинуть Солнечную систему и продолжить пересылать на Землю данные.
Если вблизи будут открыты планеты, где возможна жизнь, то именно роботы отправятся туда первыми. Человеку из-за высоких расходов пока остаётся освоение Луны и Марса
По словам Стерна, если вблизи будут открыты планеты, где возможна жизнь, то именно роботы отправятся туда первыми. Человеку из-за высоких расходов пока остаётся освоение Луны и Марса, да и эти программы имеют больше политическую, чем научную составляющую.
Понятно, что отправлять беспилотный аппарат к Кеплеру-452b нет смысла, так как существующие скорости слишком малы. Даже при темпе движения, почти равном скорости света, потребуются тысячи лет, чтобы долететь туда.
Поэтому учёные собираются ещё активнее искать экзопланеты поближе. При этом Вашингтон обещает увеличить на это бюджет на $ 300 млн. Уже сегодня учёные отбирают из 4.000 кандидатов новые звёзды, которые также находятся в зоне жизни и могут содержать воду в жидком состоянии или даже кислородную атмосферу.
И вполне вероятно, что вскоре мы услышим, что намного ближе к нам есть миры, пригодные для жизни. И туда можно посылать первые зонды.
***
Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.