В Киеве состоялся съезд шахтеров. Фото: А.Черкашин
Сегодня в Октябрьском дворце в Киеве состоялся III съезд шахтеров Украины. Более 800 делегатов из всех регионов страны обсудили непростую ситуацию, которая сложилась в угольной отрасли.
Активисты начали собираться около 10 часов. В частности, горняки выдвинули ряд требований – не закрывать шахты и выплатить задолженность по зарплатам. На улице появились плакаты с лозунгами: "Прекратите уничтожать угольную отрасль!", "Верните шахтерам деньги и работу".
Открытие съезда состоялось с небольшим опозданием. Сразу же был избран президиум из 28 человек.
Среди приглашенных делегатов значились президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк, однако они так и не появились на заседании. На съезд прибыл министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Также приехали специалисты из Великобритании.
Глава профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП) Виктор Турманов выступил со вступительной речью.
По его словам, только благоприятные погодные условия не привели этой зимой к энергетической катастрофе. Угольщики недофинансированы, на ТЭС – дефицит угля.
"Правительство сейчас ублажает шахтеров подачками, а должна быть четкая программа, т.к. топливный комплекс – основа энергобезопасности страны", – сказал он.
Турманов отметил, что, к сожалению, происходит притеснение угольщиков – широкого социального слоя. "Кабмин делает все, чтобы уничтожить эту сферу", – сказал он.
"Предлагаем президенту в ближайшее время провести совещание СНБО касательно вопроса кризиса в угольной сфере", – добавил Турманов.
В свою очередь Демчишин заявил, что министерство "ищет пути выстраивания качественного баланса между производителями и получателями в долгосрочной перспективе".
Он отметил, что рыночная цена за тонну угля сейчас составляет 1100-1200 гривен. Однако, это вызвало волну негодования в зале.
"Рыночная цена 2000 гривен, зачем вы врете?" – возмущались делегаты и начали скандировать "Ганьба!"
Демчишин попробовал объяснить, почему Украина по-прежнему вынуждена закупать дефицитный уголь антрацитовых марок. "Мы вынуждены закупать антрацит как дефицитный уголь, для балансирования энергосистемы страны", – заявил Демчишин.
Он заверил, что "государство ищет способы инвестировать [в угольную отрасль], а не покрывать убытки".
При этом, по словам Демчишина, украинский уголь не покупают из-за его химических показателей. "Высокий уровень серы. ... Когда Углегорская ТЭС стояла в феврале, мы спросили у Европы, за сколько купят тонну, сказали – $25. Это даже по курсу 30 грн/долл было 750 грн. Наш уголь дешев из-за серы", – отметил Демчишин.
Кроме того, Демчишин заявил, что министерство "ищет пути выстраивания качественного баланса между производителями и получателями в долгосрочной перспективе".
"Я никогда не выступал за отмену дотаций угольщиков. Поддержка угольной промышленности прописана в Коалиционном соглашении. Мы просто переделали программу в сторону финансирования модернизации предприятий", – сказал министр.
У Демчишина также спросили, почему министерство не возвращает 240 млн, выделенные на зарплаты шахтерам, и осевшие в неплатежеспособном банке "Киевская Русь". "Мы не могли предвидеть, что банк окажется в затруднительном положении. "Уголь Украины" просто работал с этим банком", – ответил министр и заверил, что задолженность по шахтерским зарплатам погасят до 1 мая.
Шахтеры, в свою очередь, сообщили, что о задолженностях на многих шахтах министерству не известно.
Волна сокращений
Один из самых важных вопросов, который интересовал шахтеров – сколько шахт планируется закрыть и какие именно.
Как заявил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, в проекте Минэнерго – закрытие 12 шахт и сокращение 13 432 сотрудников.
"У меня в распоряжении оказался тот самый проект министерства, о котором мы сегодня говорим. Так вот, я вам скажу, согласно нему планируют закрыть 12 шахт, 13 432 сотрудника сократить. И когда я говорю: "Это неправильно, мы разрушаем то, что строилось десятилетиями", – ответа нет", – заявил Тимченко.
Он также отметил: "Когда я говорю: "Почему не платите задолженность [по зарплатам]?", – [в министерстве] говорят: "У нас нет выхода, боремся с коррупцией". Когда я говорю: "Почему покупаете уголь за рубежом?", – отвечают: "У нас нет выхода, мы боремся с монополией".
"Сегодня мы узнали о рыночной цене угля 1100 грн. Где этот рынок? В России за 1800 Украина покупает, в Австралии – за 2000", – отметил Тимченко.
Как всегда эмоциональным было выступление народного депутата Олега Ляшко. Нардеп высказал мнение, что Министерство энергетики и угольной промышленности во главе с Владимиром Демчишином не должно заниматься бороньбой с монополиями – это задача Антимонопольного комитета (АМКУ). "Монополией должен заниматься антимонопольный комитет. А вы должны покупать уголь у своего производителя", – отметил Ляшко, обращаясь к министру Демчишину.
Нардеп также обвинил министра в том, что тот не разбирается в энергетике. "Вы – человек не на своем месте. Вы в энергетике ничего не понимаете. В результате вашей политики к следующей зиме мы останемся без тепла. А вы поставите нас в одну позу и скажете – покупайте уголь в России и ЮАР по 1700 [гривен за тонну]", – отметил Ляшко.
Кроме того, он призвал требовать отставки министра. "Никакого угля ЮАРского, российского! Только наш уголь, только донбасский, только волынский, только павлоградский!", – сказал Ляшко.
Схожее мнение высказал и директор Донецкого научно-исследовательского угольного института (ДонУГИ) Борис Грядущий. По его словам, добычу угля в Украине убивает министерская бюрократия и закупки топлива за рубежом.
"В царское время вы, горные рабочие, были вторые в табеле о рангах после офицеров, вы – элита. Почему мы сидим здесь, а не говорим с ними (президентом, премьером) напрямую. Что сейчас происходит? ... Сегодня, когда мы говорим о коррупции, надо понимать, что главный враг – стена бюрократии в министерствах. Она была в Советском союзе и есть сейчас. Пока мы не поборем бюрократию, мы не поборем коррупцию", – сказал Грядущий.
Он отметил, что импортируя уголь, Украина в ущерб своим рабочим инвестирует в экономику других стран.
Стоять до конца
Шахтеры отмечают, что намерены стоять до конца, а случае не выполнения их требований – могут организовать всеукраинский страйк.
"Шахтеры будут идти до конца", – говорит народный депутат Сергей Каплин. "Мы должны провести в парламент закон про порядок страйков в стране. Мы имеем законное конституционное право на страйк", – отмечает депутат.
Ближе к вечеру возле Октябрьского дворца появились две палатки.
Делегаты съезда проголосовали за принятие постановления, одним из пунктов которого является требование отставки Демчишина. В документе также предполагается создание шахтерской вахты, которая будет дежурить в палатках у Октябрьского дворца до выполнения всех требований.
Было принято и обращение к президенту, в котором также есть требование отставки министра Демчишина. Кроме того, делегаты съезда не раз высказывали мнение, что необходимо создать отдельное министерство угольной промышленности.
Вместе с тем, как сообщил в комментарии Сегодня.ua лидер Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, завтра, 22 апреля, от Октябрьского дворца состоится шествие шахтеров к Администрации президента, Верховной Раде и Кабмину.
По его словам, шествие запланировано на 10.00. Участие в нем примут 800 делегатов III съезда горняков и 2,5 тысячи новоприбывших шахтеров.
Митингующие намерены доставить президенту принятое на съезде постановление касательно будущего отрасли.
Онлайн-трансляция съезда шахтеров в Киеве