В Украине не без препятствий, но работает госпрограмма помощи бойцам, которые получают льготы. А вот на оккупированных территориях боевики-наемники оказались на обочине жизни. Сайт
"Сегодня.ua" попытался понять, как изменилась жизнь людей в камуфляже по разные стороны баррикад.
"Бесплатным проездом редко пользуюсь"В Украине участники боевых действий имеют право на несколько существенных льгот: например, скидку на оплату услуг ЖКХ, бесплатный проезд в городском транспорте, первоочередное обслуживание в больницах и аптеках, преимущественное право остаться на рабочем месте при сокращении штатов, льготы на поступление в вузы участников боевых действий или их детей, дополнительный оплачиваемый отпуск 14 дней, бесплатное оздоровление детей.
Со скрипом и проблемами, эти преимущества бывшие бойцы получают. Где-то государственные чиновники с радостью идут им навстречу, а где-то вставляют палки в колеса, сопровождая это злобным шипением. Но факт остается фактом: каждому, кто был в горячей точке, гарантируется помощь государства.
"Я демобилизовался в этом году. Был в Песках, Авдеевке, службу заканчивал под Бахмутом. Есть статус учасника боевых действий, я его получил относительно быстро и без лишней волокиты. Вернулся в родной город Полтаву. Родители рассказали, что пока я служил, соседи молились за меня, чтобы вернулся живой, – рассказал Сегодня.ua бывший военнослужащий Олег. – Статусом УБД я особо не размахиваю и редко где применяю. Например, когда проходил собеседование по работе, не упомянул – сказал, что находился полтора года в зоне боевых действий. Работодатель не стал уточнять нюансы, попросил выслать несколько моих статей для примера (я журналист-фрилансер), и через пару дней меня приняли по договору в одно украинское интернет-издание редактором ленты новостей. Да, у меня есть бесплатный проезд в городских автобусах, но я ими редко пользуюсь. Ребята из нашего батальона говорят, что есть льготы по коммунальным платежам, но я еще не занимался ими плотно, работы много".
Фото: AFP
"На работе встречали как героя"Что касается коммунальных платежей – наиболее болезненных для всех жителей Украины, то бойцы, которые уже пытались использовать свои льготы, говорят, что скидка есть, но мизерная.
"В среднем, каждый месяц я экономлю около 150 грн, учитывая, что я один прописан в квартире. Если так посчитать, то в среднем каждый одиннадцатый месяц живу бесплатно. Бесплатный проезд в городском транспорте, который мне положен как участнику боевых действий, я оплачиваю, – поделился еще один военнослужащий Сергей. – С другой стороны отношение людей, когда узнают, что я защищал Родину, меня очень трогает. К примеру, на работе меня встречали, как героя закатили небольшую пирушку. Собрались всем отделом, даже из других офисов малознакомые сотрудники приехали поздравить с возвращением".
Приходилось бойцам выслушивать и нелицеприятные высказывания некоторых граждан, которые позволяли себе выругаться вслед хромающему бойцу. И в социальных службах, которые обязаны быстро и качественно выполнять свою работу, военные часто слышат от хамовитых сотрудниц "Мы вас туда не посылали!"
Бойцы говорят: самое трудное – общаться с людьми, которые высказывают в лицо неуважение, оскорбляют или провоцируют драку. "Подвыпившие прохожие могут остановить, если иду в форме, и спросить, пьяно улыбаясь: "А ты почему не в зоне боев?" Вот тогда я достаю свою корочку УБД, демонстрирую и интересуюсь: "А вы почему?" Обычно говорят "Извините" и делают ноги. Один попытался рассказать, что, мол, по политическим убеждениям мы с ним по разные стороны конфликта. Пришлось провести разъяснительную беседу: вытрясли из него адрес и сказали, чтобы завтра ждал военкома, приготовил запас белья и продуктов на пару дней – впереди его ждет незабываемая поездка, например, в Авдеевку. Парень натурально рыдал, так не хотел ехать воевать. Отпустили его. Такие слабохарактерные там не нужны" – рассказал историю Олег.
Курсы для бойцов и приглашение пожить у моряДля тех, кто остался без работы или решил сменить сферу деятельности, в городах и поселках открываются различные учебные курсы. "Мы приглашаем ребят освоить полезную и востребованную профессию веб-дизайнера. Обучение бесплатное, длится полгода. Это исключительно инициатива преподавателей нашего учебного заведения которые выделили два часа в день на перековку бойцов в веб-мастеров", – рассказала организатор курсов в Киеве Ольга Цимлянская. Также для участников военной операции предусмотрена упрощенная процедура получения земельных участков. Пусть пока государство всеми силами бюрократизирует этот процесс, однако стойкие бойцы иногда выбивают положенные для себя "сотки".
Фото: Министерство обороны Украины
Самое главное – сотни тысяч жителей Украины поддерживают своих бойцов. Кто-то перечисляет деньги на перчатки и тепловизоры, а кто-то привозит бойцам на передовую собственноручно замаринованные кабачки и вкусную выпечку. Многочисленные волонтерские центры и конкретные люди помогают бойцам и в поисках места жительства и работы, и в оформлении документов, и в протезировании. Бойцы признаются: поддержки у народа больше, чем непонимания, и это воодушевляет.
"Когда простые люди по копеечке скидываются на протез или приглашают раненых бойцов просто пожить у них на берегу моря или возле леса – это дорогого стоит. Медики, волонтеры, психологи – все эти люди так же, как и бойцы ВСУ достойны орденов и медалей. Сколько людей они вытащили с того света, скольких привели в чувство! Когда человек не в себе после гибели побратимов или не хочет жить из-за того что стал калекой – на помощь ему всегда кто-то приходит и возвращает его к жизни. Я когда увидел свадьбу в больнице – девочка не отказалась от израненного жениха с ранением в челюсть – был, что говорится, "на слезах". Мы непобедимый народ!" – с чувством рассказал украинский боец Владимир.
"ДНР" обещала "не забудем, не простим" – все это ложь!"Что же до так называемых "военнослужащих "ДНР", то у них демобилизованные и выбывшие предоставлены сами себе и могут идти на все четыре стороны. Вдовам погибших вместо обещанных 500 тысяч рублей выдают от силы 20 тысяч и небольшой продуктовый пакет. Боевики, потерявшие конечности, сетуют, что качество и стоимость местных протезов оставляет желать лучшего, а в 2014 году Донецк был переполнен оборванцами в камуфляже, клянчившими деньги у прохожих в центре города, рассказывая, что "воевал у Гиви, получил ранение, отвалялся в больничке и никому не нужен". А после того как боевиками были арестованы и посажены "на подвал" в "министерстве госбезопасности ДНР", российские волонтеры, струйка помощи боевикам из России стала еще тоньше.
Боевики жалуются, дескать, ими попользовались и выбросили. "Пенсия 1800 рублей (721 грн), для инвалида, который так пострадал с самой тяжелой группой, и при военных действиях. И 1800 – все что заслужил", – сетует боевик на одном из распространенных в интернете видео.
Фото: AFP
Также, по словам мужчины, для дальнейшей нормальной жизни ему необходимы протезы и специальные приспособления. Однако с этим в "ДНР" возникают большие проблемы.
"Очереди бешеные и качество – не так как в России. Даже обычные чулки, которые надеваешь – из тряпки сшили, наматывай как хочешь. Разовые выплаты всем не выдают никогда, выбирают выборочно. Говорили, что до октября выплату дадут – 5000 рублей (2 тыс. грн). Хотя я есть в списках, но не дали. Хотя есть же люди, которые реально нуждаются, а получают те, которые не так уж и нуждаются", – рассказал бывший боевик.
Потерявшие мужей супруги клянут "власти" за обман. "Третий год нет моего мужа. Я за квартиру должна 15 тыс рублей (6 тыс. грн). Моему ребенку "ДНР" должна пенсии около 70 тысяч (28 тыс. грн)… "ДНР" обещала "не забудем, не простим" – все это ложь! Забыли сразу! Ни льгот, ни медобслуживания раненым, ни помощи детям", – гневно написала в соцсетях вдова погибшего боевика.
"Есть у меня знакомый. В начале 2015 года подался в "ДНР", говорил, мол, от фашистов защищать и все-такое, – рассказывает дончанин Святослав. – Зимой того года в бою его контузило и свои же бросили, когда отступали. Руку повредил, потому ее ампутировали. Сейчас пьет беспросветно. Говорит, что ему выделили пенсию по инвалидности в 2000 рублей (800 грн). Притом, что на работу он никуда устроиться, не может, ему везде отказывают. В итоге он продал свой старенький "Жигуль", чтобы как-то сводить концы с концами. Недавно встретил его, а он чуть не плачет. Говорит, что даже в штабе его открытым текстом "послали" и сказали, что денег на таких как он инвалидов "ДНР" нет и вряд ли будут".