В послании Федеральному собранию 3 декабря Владимир Путин пообещал ужесточить санкции против Турции за уничтожение российского бомбардировщика Су-24 24 ноября. Глава государства подчеркнул, что помидорами Анкара не отделается и еще не раз пожалеет о содеянном. Что может предпринять Россия и чем способны ответить оппоненты, разбиралась «Лента.ру».
Сразу после того, как стало известно, что турецкий F-16 атаковал и сбил российский бомбардировщик Су-24, Владимир Путин предрек серьезные последствия инцидента для российско-турецких отношений. Министр иностранных дел Сергей Лавров сразу порекомендовал россиянам не ездить в Турцию, и это в туриндустрии восприняли как приказ: операторы начали сворачивать турецкое направление. В тот же день запрет на продажу путевок ввел Ростуризм. Позднее запретили и чартерные рейсы в Турцию.
Несомненно, это болезненная мера для Анкары: россияне прочно занимают второе место в турецком туристическом потоке. В прошлом году Турцию, по данным министерства туризма страны, посетили 4,5 миллиона россиян, оставив на тамошних курортах порядка 3,5 миллиарда долларов. Но, как отмечает первый зампредседателя комитета Государственной думы (ГД) по экономической политике, глава делегации нижней палаты в Парламентской ассамблее черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) Михаил Емельянов («Справедливая Россия»), последствия этих санкций проявятся лишь в следующем году.
«Эти санкции носят отлагательный характер: запрет чартерных перелетов в Турцию в полной мере заработает только в мае, когда начнется высокий сезон. Сейчас чартеров летает крайне мало. На Новый год летали, но это не самое новогоднее направление», — говорит парламентарий.
Значительно быстрее Анкара почувствует на себе приостановку безвизового режима и запрет на работу в России турецким гражданам. Согласно указу Владимира Путина, эти меры вступят в силу с 1 января 2016 года.
Серьезным ударом для России стало бы ограничение движение российских судов через Босфор и Дарданеллы: это бы помешало снабжению нашей группировки в Сирии. Однако согласно международному законодательству такое едва ли возможно. Павел Медведев считает, что Турция не осмелится на закрытие черноморских проливов для российского судоходства. Да и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал такой вариант «апокалиптическим». Зато Турция вполне может усложнить процедуру прохождения Босфора российскими судами. «Автомобили с товаром из Турции задерживаются таможенниками в России, — поясняет Медведев. — Они подают идею туркам: конечно, те не могут перекрыть проливы. Но проверять, не везет ли судно из России вместо нефти наркотики, могут вполне». А это, конечно, создаст дополнительные трудности.
Впрочем, Павел Медведев надеется на постепенное затихание конфликта Москвы и Анкары. «Речь (послание Путина Федеральному собранию — прим. «Ленты.ру») была сдержанная. И еще дает надежду, что лимоны продолжат ввозить. Помидорами не отделаются, но лимоны пропустят», — подытожил финансовый омбудсмен.
Сергей Подосенов