На прошлой неделе суд города Северска Томской области оштрафовал двоих молодых людей на три тысячи рублей каждого за распространение экстремистских материалов. Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, дело было возбуждено после того, как сотрудники местного УФСБ обнаружили на их страницах в соцсети музыкальные композиции праворадикальной группы «ХорСС», а также… одну серию диснеевского мультфильма о приключениях утенка Дональда Дака. «Лента.ру» выясняла, чем так напугала ФСБ, прокуратуру и суд мультяшная утка, и чем еще может пополниться список экстремистских материалов.
Причина, казалось бы, лежит на поверхности: в мультфильме то и дело звучит нацистское приветствие, демонстрируется свастика и портреты Адольфа Гитлера (пусть и карикатурные). Абсурд ситуации состоит в том, что эта серия из приключений Дональда Дака (оригинальное название «Der Fuehrer’s Face» — «Лицо Фюрера») снята студией Уолта Диснея в 1942 году в рамках антигитлеровской пропагандистской кампании. По сюжету утенок Дональд — немец, который работает на оборонном заводе, где нацисты заставляют его трудиться по 24 часа в сутки. Даже в своем домике он вынужден салютовать портретам Гитлера, Муссолини и Хирохито. В конце серии оказывается, что все это Дональду приснилось в кошмарном сне, он обнимает статуэтку Свободы, стоящую у него на столе, и признается, что счастлив быть гражданином США.
В 1942 году этот мультфильм получил награду Киноакадемии в номинации короткометражных анимационных фильмов. Он занимает 22 место в списке 50 величайших анимационных фильмов, составленном в 1994 году историком кино Джерри Беком. По сути это антифашистский мультфильм, яркая антивоенная и антигитлеровская пропаганда — такая же, к примеру, как работы советских карикатуристов Куприянова, Крылова и Соколова, более известных как творческая группа «Кукрыниксы».
Теперь любой житель России, стоит ему выложить в интернет хотя бы ссылку на этот мультфильм, автоматически становится экстремистом и распространителем экстремистских материалов. Ведь закон «О противодействии экстремистской деятельности» считает таковой деятельностью «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Но если следовать этой логике, то обвинения в экстремизме грозят всем, кто так или иначе использует в своих произведениях образ Гитлера, свастику и прочую нацистскую атрибутику. Получается, что под запрет должны попасть и еще один раритетный мультфильм — «The Ducktators» студии Уорнер Бразерс (1942 год), где Гитлер, Муссолини и Хирохито представлены в утиных образах, да и всеми любимый отечественный фильм «Семнадцать мгновений весны».
Особенно остро проблема нацистской атрибутики и символики встала в этом году, накануне 70-летия Победы. Чтобы как-то разрядить обстановку, Роскомнадзор счел необходимым заявить свою позицию по этому поводу и даже заказал специальное юридико-лингвистическое исследование на кафедре судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
В заключении говорится, что при подготовке этой нормы законодатели использовали для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» соединительный союз «и». То есть, по мнению экспертов, понятия не просто перечисляются, а грамматически соединены между собой. А порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование». Проще говоря, само по себе публичное демонстрирование нацистской символики признается допустимым, если она не используется для популяризации идей нацизма и реабилитации фашизма.
Увы, в законе «О противодействии экстремистской деятельности» никаких разрешительных норм не обнаружилось. Что же касается закона о пропаганде фашизма, о котором говорит Крашенинников, то он действительно содержит очень важные нормы. В частности, закон не распространяется на научные, художественные, публицистические и иные произведения, если они не направлены на оправдание и пропаганду фашизма. Есть только одно но: с 1996 года закон так и не принят. Пролежав в думских шкафах восемь лет, законопроект был отклонен 23 апреля 2004 года.
Возможно, депутат спутал его с другим документом — законом 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне». Но и там каких-либо оговорок относительно демонстрации нацистской символики не нашлось. Более того, закон весьма категоричен и запрещает использование нацистской символики в любой форме. А в разгар украинских событий 2014 года в него были внесены дополнения, запрещающие «пропаганду либо публичное демонстрирование символики организаций, сотрудничавших с организациями, признанными виновными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала». Опять же — связь демонстрации и пропаганды особо не оговорена и не закреплена.
Это означает, что, как и прежде, признавать или не признавать материалы экстремистскими остается исключительно решением судьи, прокуратуры и ФСБ. Поэтому следует хорошо подумать, прежде чем выложить в сеть какие-либо материалы с использованием нацистских символов, атрибутики или чего-то похожего. Можно надеяться на здравый смысл, но лучше помнить, что с точки зрения действующего закона между пропагандистским фильмом «Триумф воли» («Triumph des Willens») и советским сериалом «Семнадцать мгновений весны» нет никакой разницы.
Роман Уколов