С каждым днем появляется все больше фактов, подтверждающих связь между тем, каким образом ребенок появился на свет, и заболеваниями, которые могут возникнуть у него позднее. А что, если по медицинским показаниям женщина не может родить естественным путем, без препаратов и оперативного вмешательства? Как обезопасить малыша?
НОВЫЕ ДАННЫЕ
Исследования
Данные современных научных исследований обнаруживают, что вмешательство в роды может оказывать влияние на здоровье человека на протяжении всей последующей жизни.
Алекс Уэйкфорд и Тони Харман, британские режиссеры и авторы книги «Эффект микробиома. Как способ рождения ребенка влияет на его будущее здоровье», впервые задают вопрос: каковы потенциально отдаленные последствия таких вмешательств в родовой процесс, как кесарево сечение или применение синтетического окситоцина, стимулирующего родовую деятельность?
Они делятся с читателями новой информацией о том, как искусственное вскармливание влияет на здоровье младенцев, и объясняют, что же именно происходит с маленьким человеком в момент прохождения через родовые пути. В работе собрана информация от экспертов из разных стран, в том числе:
акушерок,
разработчиков глобальной политики в сфере здравоохранения,
педиатров,
иммунологов,
иммунотоксикологов,
генетиков.
Польза
Зачем Алекс Уэйкфорд и Тони Харман написали книгу — чтобы в очередной раз напугать человечество? Как объясняют сами авторы, главная их аудитория — будущие родители и специалисты, принимающие участие в появлении на свет нового землянина.
«Мы ни в коем случае не ставим под сомнение целесообразность решения будущих родителей провести операцию кесарева сечения. Мы не ставим задачу вызвать чувство вины за сделанный выбор. Наша дочь появилась на свет в результате кесарева сечения, поэтому мы знаем, что не всем детям суждено родиться естественным путем. Мы хотим, чтобы у родителей была возможность сделать осознанный выбор на основании актуальной информации. В настоящий момент критически важная информация в основном сокрыта в объемных научных документах, доступных лишь специалистам. Наша задача — распространить ее», — утверждают они.
Зная эти механизмы, можно сделать сознательный выбор в пользу естественных родов (ведь не всегда женщина идет на кесарево сечение исключительно по медицинским показаниям — нередко она просто боится рожать или думает, что ее фигура испортится). Если операция неизбежна, можно предпринять необходимые меры безопасности.
ВИДЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В РОДЫ
1. Кесарево сечение
Микробиом
Авторы вводят понятие «микробиом», который включает в себя триллионы микроорганизмов, живущих на поверхности и внутри человеческого тела:
бактерий,
грибов,
вирусов,
простейших,
архей.
Где они обитают? Этими микроорганизмы засеяны:
кожа,
желудочно-кишечный тракт,
мочеполовая система,
рот,
нос,
легкие.
Сообщество микробов играет очень важную роль: они поддерживают нормальное функционирование организма и защищают человека от болезней. Ученые обнаружили, что критически важным моментом для закладывания микробиома становится короткий промежуток времени: непосредственно перед родами и сразу после появления на свет.
Соприкосновение с микробами, вероятно, происходит на поздних сроках беременности, заселение кишечника — во время грудного вскармливания, но самое главное событие для закладывания микробиома человека — это роды.
Удивительным образом микроскопические процессы в самые первые минуты жизни определяют его здоровье до конца дней
Во время родов происходит главный контакт человека с миром микробов. При прохождении по родовому каналу тело младенца полностью покрывается бактериями матери: они попадают ребенку в глаза, уши, нос, рот.
И это важно для закладки иммунной системы ребенка. Именно бактерии из влагалища и кишечника матери запускают длительный процесс обучения иммунной системы ребенка. Вот почему вмешательство в ее настройку в первые минуты жизни может повлечь за собой проблемы со здоровьем.
Опасность
Рожденный в результате кесарева сечения ребенок знакомится с микробами не из дружественного мира организма матери, а из воздуха, от соприкосновения с кожей других людей. Но даже в этом случае можно познакомить новорожденного с микромиром матери через процедуру посева, через прикосновение кожи родившегося ребенка к коже матери.
Много ли акушерок знают и делают это? Когда такой ребенок становится взрослым, его иммунная система начинает атаковать не антигены, а, например,
реагировать на глютен. Или проявлять реакцию в виде дерматита на объективно безобидные агенты.
Прямых доказательств, что у рожденных с помощью кесарева сечения непременно разовьется какое-то аутоиммунное заболевание, нет
Но такие дети более подвержены развитию этих состояний в будущем. Например, существуют серьезные эпидемиологические данные, указывающие, что кесарево сечение существенно повышает риск развития таких хронических заболеваний, как:
бронхиальная астма,
сахарный диабет первого типа,
целиакия,
ожирение.
Авторы книги утверждают, что существует связь между кишечником и головным мозгом, а ряд нейроповеденческих нарушений уходит корнями в видоизмененный кишечный микробиом, берущий начало от кесарева сечения.
Эпигенетика
Кроме прямой передачи микробов следующим поколениям по материнской линии (через родовые пути бабушки — к матери, от матери — к ребенку…), есть еще один микроэффект, происходящий во время родов. Эти более сложные механизмы изучает эпигенетика.
Эта область науки исследует включение и выключение генов, определяющих в том числе:
внешность,
черты характера,
тенденции нашего поведения,
предрасположенность к определенным заболеваниям.
По данным сайта Музея науки Великобритании, человек рождается с 24 тысячами генов. На протяжении жизни они не меняются: мы рождаемся и умираем с одним и тем же набором генов. Но иногда меняется экспрессия генов. Ученые называют так включение того или иного гена.
Что же заставляет ген включаться или выключаться? Долгосрочное влияние на развитие, обмен веществ и здоровье, иногда даже у представителей следующих поколений имеют:
факторы окружающей среды,
воздействие химических веществ,
изменения в питании, образе жизни.
Если у родителя есть факторы риска для развития какого-то заболевания, эти факторы могут быть и у ребенка. С точки зрения эпигенетики рассматриваются не изменения в этом конкретном гене, а изменения над геномом, которые могут запустить экспрессию гена по другому сценарию.
Опасность
Дело в том, что в настоящее время ученые изучают, может ли само появление на свет быть одним из факторов, включающих тот или иной ген. Ссылаясь на экспертов, авторы книги предполагают, что пока ребенок развивается в утробе, определенные его гены находятся в выключенном состоянии.
Прохождение через родовые пути, стресс и давление могут оказаться важнейшими факторами внешней среды, которые включают необходимые для здоровья гены. А те гены, которые были нужны для пребывания в утробе, выключаются. Это лишь гипотеза, требующая новых исследований.
Члены Международной исследовательской группы по изучению эпигенетического влияния родов наряду с другими исследователями сейчас разрабатывают гипотезу, что роды — это эпигенетическое событие.
По словам профессора Ханны Дален, «нет ни одного другого процесса со столь точной настройкой, включающего такое количество гормонов»
Как сказывается кесарево сечение на эпигенетике? Здесь важно, когда делается операция: до или после начала родовой деятельности. Если перед началом операции женщина успела войти в активную фазу родов, есть вероятность, что ребенок успел пережить часть ощущений и выделить гормоны, связанные с естественными родами. Если же ребенок не получает «гормональный коктейль», он может быть физически и психологически не готов к появлению на свет.
2. Стимуляции окситоцином
Влияние окситоцина (ключевого гормона во время родов) на мать и плод изучено мало. Сью Картер, поведенческий нейробиолог, директор Института Кинси и профессор биологии в университете Индианы, изучает влияние синтетического окситоцина на животных. Она поделилась с авторами книги результатами исследования на полевых мышах.
Эффект влияния синтетического гормона менялся в зависимости от дозы, получаемой новорожденным мышонком. Если он получал маленькую, то удавалось стимулировать его активное социальное поведение. Если доза была больше, животные оставались активны и формировали долгосрочные парные связи. А вот от самых больших доз животные не формировали пары и уходили к чужакам.
Также обнаружилось, что изменения, происходившие в мозге от полученного синтетического гормона, оказывались пожизненными
Результаты, по словам Сью Картер, пугающие: «Мы провели исследование на степных полевках, в котором новорожденные самцы получали однократно окситоцин в первый день жизни, и опубликовали его результаты несколько лет назад. Когда детеныши вырастали, около половины из них проявляли нетипичное сексуальное поведение, а многие из оставшихся, кому удавалось вступить в половую связь с самкой, не выделяли сперматозоидов. Для нас это стало настоящим шоком».
Сегодня нередко окситоцин с легкостью применяют даже тогда, когда в нем нет явной медицинской необходимости. Его используют не в показанных для данного препарата случаях, а для стимуляции схваток. Какие дозы принимают женщины, как они сказываются на новорожденном — это тема для новых исследований.
ВЫВОД
Книга «Эффект микробиома» подняла много непростых вопросов. Да, теперь мы знаем об этом. И что можем сделать?
Максимально стремиться к естественным родовым процессам, считают авторы. Если кесарево сечение неизбежно, система родовспоможения должна оказывать всестороннюю помощь в процессе оптимального посева и питания микробиома новорожденного: безотлагательном контакте кожи матери с кожей ребенка прямо в операционной, налаживании грудного вскармливания.
Также в будущем станет возможным применение тампонного посева микробиома ребенка, рожденного в результате кесарева сечения
Согласно гипотезе доктора Блейзера об
исчезающей микробиоте, современная «чума», поражающая индустриальные нации, может быть связана с уменьшением бактериального разнообразия в нашем кишечнике. Вклад в сокращение числа бактерий вносят:
применение антибиотиков,
современное питание и образ жизни,
увеличение числа кесаревых сечений.
При самом пессимистичном сценарии нас ждет «антибиотиковая зима», когда мы все станем восприимчивыми не только к современным неинфекционным заболеваниям, но и к инфекционным. То, как мы живем сегодня, повышает вероятность пандемий.
Такой прогноз выглядит удручающе, но открытия в сфере микробиома и эпигенетики дают надежду, что можно повернуть процесс вспять. Авторы книги уверены, что будущее находится не только в руках ученых, но и в руках каждого из нас.