На протяжении всей истории человечество сталкивалось с огромным количеством болезней, затрагивающих как физическое, так и психическое здоровье. Для упрощения диагностики и лечения медицинское сообщество создало Международную классификацию болезней (МКБ), которой придерживаются врачи во всем мире, в том числе и в России. Но порой у нас пациентам до сих пор ставят диагнозы, которые не признают во всем остальном мире.
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ УСТАРЕВШИХ ДИАГНОЗОВ?
Пациент не понимает, что конкретно с ним происходит: вместо дальнейших направлений на более узкие исследования врач ставит размытый диагноз, который зонтично охватывает симптомы самых разных заболеваний, в том числе и очень серьезных.
Нет четкого диагноза — нет и лечения с доказанной эффективностью. Пациенту могут назначить препараты или процедуры для лечения «болезни», но не факт, что они помогут и хотя бы не навредят.
И пациенты, и врачи, верящие в существование этих диагнозов, вносят свой вклад в сохранение таких «болезней» в массовом сознании, и круг замыкается.
Итак, в какой ситуации вам стоит насторожиться и честно поговорить с доктором или даже сменить специалиста? Врач-терапевт, эндоскопист Лидия Голубенко назвала в комментарии «Доктору Питеру» пять самых распространенных диагнозов, которые ставят пациентам в российских медучреждениях.
1. ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ
Вегетососудистая дистония — пожалуй, самый частый «российский» диагноз, которым объясняют недомогание, вызванное работой вегетативной нервной системы (отдела, регулирующего деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов).
Симптомы, якобы указывающие на нервное нарушение, связаны с пищеварением, дыханием и тонусом сосудов: озноб, учащенное сердцебиение, головокружение, тошнота, бледность, дрожь в руках, потливость, боль в грудной клетке, одышка, повышенная утомляемость.
На самом деле эти симптомы могут быть проявлением как реально существующих заболеваний, так и неправильного образа жизни
В большинстве случаев значительно улучшить самочувствие способны базовые рекомендации: правильное питание, регулярные физические нагрузки, здоровый сон. А вот постановка несуществующего диагноза только отдалит пациента от признания, что пора менять свой образ жизни.
2. СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ
Еще один популярный диагноз — старческое слабоумие. Его врачи предпочитают ставить пожилым пациентам, которые жалуются на проблемы с памятью, мышлением и интеллектом. В российской медицинской школе принято ассоциировать старость с когнитивными нарушениями, однако в действительности пожилые люди в норме должны сохранять ясность и остроту ума.
Любые отклонения, которые списывают на старческое слабоумие, — признаки серьезных заболеваний, поражающих нейроны, например болезни Альцгеймера. Вот почему представителям старшего поколения, их родственникам и врачам стоит серьезно относиться к жалобам на малейшие умственные затруднения — только так можно диагностировать опасную болезнь на ранней стадии и уберечь человека от вреда, который он может нанести себе и окружающим.
3. ПРЕДЫНСУЛЬТНОЕ ИЛИ ПРЕДЫНФАРКТНОЕ СОСТОЯНИЕ
Инсульт или инфаркт — результат закупоривания сосуда тромбом (сгустком крови) или эмболом (кусочком жировой бляшки или пузырьком воздуха) и прекращения кровоснабжения части миокарда (при инфаркте) или мозга (при инсульте), напоминает врач-терапевт. В случае, если сосуд перекрыт полностью, наступает инфаркт или инсульт. Однако если сосуд через несколько минут освобождается благодаря току крови, то возникает транзиторная ишемическая атака (ТИА) или преходящее нарушение кровообращения.
В теории предынфарктное или предынсультное состояние — период перед тем, как тромб закупорит артерию в мозгу или в сердце
Тем не менее никаких проявлений такого состояния не бывает — до тех пор, пока тромб все-таки не закупорит сосуд, так что и лечения этого «диагноза» не существует. Профилактика же инфаркта и инсульта — это снова всем известные рекомендации: отказ от вредных привычек, умеренные физические нагрузки, правильное питание и следование всем рекомендациям врачей при наличии каких-либо хронических заболеваний.
4. ДИСБАКТЕРИОЗ ИЛИ ДИСБИОЗ КИШЕЧНИКА
Дисбактериоз кишечника — действительно существующее состояние. Только вот изменение качественного и/или количественного состава микрофлоры этого органа пищеварения — не причина проблем, а лишь следствие.
Бактерии в кишечнике — симбионты, то есть дружественные представители микрожизни, которые вместе с организмом хозяина страдают от аллергии или отравления. Если полезные бактерии погибают, их место занимают условно-патогенные «мигранты», которые причиняют нам различные неудобства.
Дисбактериоз может возникнуть в результате приема антибиотиков, стресса или отравления. В таком случае микрофлора кишечника самостоятельно через некоторое время придет в норму без чудодейственных средств в виде про-, пре- и синбиотиков. Включите в свой рацион кисломолочные, квашеные и свежие продукты, чтобы полезные бактерии быстрее восстановили свою популяцию.
5. ПЕРЕГИБ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ
Изменение формы желчного пузыря с перегибами в области его шейки или тела — вариант нормы, а не порок или аномалия развития этого органа. Желчный пузырь — полый орган, и его форма во многом зависит от фазы пищеварения и степени наполнения желчью.
Единственный реальный диагноз в МКБ — это аплазия (или гипоплазия) пузыря, то есть полное его отсутствие или выраженное недоразвитие
Несмотря на то большинство пациентов с
«перегибом желчного пузыря» никогда не испытывали никаких болей или неудобств, врачи назначали им превентивную терапию и даже рекомендовали удалить этот орган.
Если вы пациент, то при постановке врачом одного из следующих диагнозов, обратитесь к другому доктору, желательно разделяющему принципы доказательной медицины. И не прекращайте попыток узнать, что с вами происходит, до тех пор, пока вам не назовут конкретный диагноз, существующий в МКБ.
Если вы врач, ставящий один из этих диагнозов пациенту, так как не можете понять, что с ним происходит на самом деле, честно скажите ему, что затрудняетесь определить его болезнь и ему стоит обратиться к другим специалистам.
Лидия Голубенко
Врач-терапевт, эндоскопист, заведующая организационно-методическим кабинетом в «Поликлинике №30» (Волгоград).