Экономика нашей страны становится немного "белее". Хотя цифры незначительные, положительная тенденция все же наблюдается. Согласно исследованию Минэкономразвития, если в первом квартале 2015-го снижение тени было только в сельском хозяйстве (7%), то по итогам шести месяцев позитивную динамику продемонстрировали также оптовая, розничная торговая (44%), а еще транспорт, почтовая и курьерская деятельность (48%, см. инфографику).
ПРОБЛЕМЫ. Как отмечают в Минэкономразвития, самый высокий показатель тени — в добывающей промышленности (62%), финансовом секторе (61%), перерабатывающей промышленности (58%). Понятно, что бизнес уходит в тень из-за ряда серьезных проблем. "На корпоративный сектор давит значительная налоговая нагрузка, которая сопровождается снижением экономической активности предприятий и высокой стоимостью привлечения кредитов. Кроме того, постоянно растут расходы на импортное сырье, так как девальвирует национальная валюта. Это приводит к удорожанию товара и, соответственно, — снижению внутреннего спроса на продукцию. Еще одна проблема заключается в сворачивании торговых отношений с РФ и усилении конкуренции на внешних экспортных рынках, вследствие чего в нашей стране снижается производство", — отмечают в Минэкономразвития. "Прячутся" и в тех отраслях, где не работает должным образом контроль и сильна коррупция.
Напоминают в МЭРТ, что еще больше предприятиям усложняет жизнь ситуация на востоке страны, так как конфликт привел к разрушению инфраструктуры, и это привело к разрыву производственных и логистических связей. И для восстановления понадобится немало финансовых вливаний, — терять доходы никто не хочет, вот и компенсируют траты за счет неуплаты налогов.
ШАГИ. Несмотря на проблемы, старт детенизации экономики дан, уверяют в МЭРТ: в первые полгода 2015-го падение тени составило 2—3%. Цифры небольшие, но тут важно, что теневая экономика не выросла, а наконец сократилась. Это было достигнуто, в частности, за счет плотного кредитного сотрудничества с МВФ и углубления экономических отношений с ЕС; сдерживания валютного курса; реструктуризации внешних долгов. Поспособствовало выведению из тени и медленное возвращение доверия населения банкам, считают в ведомстве: по их данным, несколько месяцев подряд в банках увеличивается количество депозитов в национальной валюте — в месяц такой рост может достигать 2—3%.
Но чтобы ускорить процессы детенизации, этого мало, нужны реформы. "Например, надо снижать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. В нашей стране крайне низкая зарплата, но при этом расходы на содержание персонала большие (так как велики отчисления с заработков. — Авт.). Поэтому, если будет снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, это усилит инвестиционную привлекательность нашей страны и выведет рынок занятости из тени", — уверены в МЭРТ. Некоторые шаги на этом пути сделаны, ведь снижение ЕСВ с 41% до 22%, проголосованное ВР в декабре 2015-го, должно, по идее, способствовать росту официальных зарплат украинцев.
МНЕНИЯ. Экономисты более сдержанны в оценках. "Тенденцию пока тяжело четко назвать позитивной. Только когда изменение будет стабильным хотя бы год, можно будет говорить о положительных сдвигах. И здесь стимулом для вывода экономики на свет может стать именно Зона свободной торговли с Евросоюзом. Ведь сейчас в тени работают в основном предприятия, ориентированные на внутренний рынок, а если компания хочет поставлять продукцию на экспорт, оставаться в тени уже тяжелее. И теперь, когда заработала экономчасть Соглашения об Ассоциации, наверняка еще больше компаний захотят работать на экспорт", — считает аналитик "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко. По его словам, снижать уровень тени может кредитование, ведь предприятию придется показывать реальные отчеты для получения финансирования: "И хотя в этом году еще нельзя ожидать активного и дешевого кредитования, но оно будет восстанавливаться. Специальные госпрограммы могли бы способствовать снижению доли теневой экономики". Также эксперт отмечает, что нужно продолжать либерализацию налогообложения в части снижения ставок, упрощения администрирования и системы получения разрешительных документов.
"Фермеры могут снова уйти в тень"
В свою очередь, руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский опасается, что часть аграриев будет вынуждена уйти в тень или закрыться, так как заработавшие в 2016-м налоговые ужесточения могут осложнить работу бизнеса. Напомним, если раньше весь НДС аграрии получали на счецсчет, то теперь часть этих средств — в зависимости от вида деятельности, от 50 до 85% будет идти в бюджет, а с 2017-го этот льготный режим вообще может быть отменен. "Крупные предприятия, которые работают на экспорт, — например, производители куриного мяса, молочки, растительного масла, — конечно же, останутся в легальном поле. А вот мелкие хозяйства — фермеры, овощеводы, могут вообще закрыться или уйти в тень, поэтому работать в кредит сейчас очень дорого, а каких-то свободных средств для работы нет". Но, по его словам, конфликт аграриев и власти, возникший в этом году из-за налогов, может быть скоро решен: "Стороны постоянно проводят переговоры и консультации, которые могут завершиться компромиссным законопроектом. Если да, то нам удастся не только сохранить аграрный сектор, но и развивать его — что перспективно в реализации Соглашения об ассоциации".