Депутаты заговорили о возвращении регулирования цен на социально важные продукты питания, которое было отменено Кабмином 1 октября 2016 г.
В поданном в Раду законопроекте указано, что отмена госконтроля в октябре 2016 года привела к резкому росту цен на яйца, недорогое мясо, колбасы, молочные продукты, хлеб. Мнения экспертов по поводу того, надо ли возвращать контроль над ценами, разделились.
По мнению одного из авторов законопроекта Юрия Солода, эксперимент Кабмина по отмене регулирования цен на соцпродукты на 3 месяца и продление отмены с 1 января 2017 г. на неопределенный срок привели к резкому повышению цен. С начала года яйца подорожали на 39,9%, или в среднем на 5,97 грн/дес., сливочное масло — на 21,7%, или на 23,91 грн/кг, молоко — на 18,4%, или на 2,38 грн/л. “Это намного выше, чем средний уровень инфляции в стране (в 2016 г. — 14%. — Авт.), — говорит Солод. — Госрегулирование много лет защищало население от обнищания. Теперь этого нет, а правительство даже не предлагает компенсацию, например, в виде адресных продовольственных программ, действующих за рубежом”. Но торговцы против возврата регулирования.
“Это вернет бюрократию и ничего толком не даст. У нас большой выбор товаров всех категорий по низким ценам. Например, макароны по 7 грн/кг, молоко жирностью 2,5% по 11,5 грн/л, мясо-костные и суповые наборы 2 сорта, регулярно проходят акции, распродажи”, — парирует топ-менеджер известной торговой сети Владимир Молчанов.
Среди специалистов продрынка нет единодушия в вопросе, надо ли снова делать подконтрольными цены на соцпродукты.
Экономист Иван Никитченко высказался: “Есть рынок, который сам регулирует цены. По этой логике надо регулировать цены и на другие социально важные вещи, например, на жилье, ведь не все могут его купить. Если имеются подозрения о ценовом сговоре трейдеров, этим должен заняться Антимонопольный комитет, как в западных странах. Но и ранее механизм надбавок работал недостаточно: чтобы поднять стоимость того или иного продукта, торговые сети писали обоснование в местные органы власти, и какой-то чиновник решал: дать добро на повышение или нет, то есть присутствовала коррупция.