Падение гривны и связанная с ним волна негодования против действий Нацбанка — очень удобный момент для смены его руководства. Должность уже начали примерять на себя в «Народном фронте» (речь может идти о размене на должность главы Минюста). СМИ узнали, насколько команда президента готова к принесению Валерии Гонтаревой «в жертву» политической целесообразности.
Банк и дело
Проседанию гривны предшествовали два события. Во-первых, признание неплатежеспособным Платинум Банка. Учреждение связывают с замглавы НБУ Екатериной Рожковой, поскольку она работала в нем до перехода на госслужбу. И, по некоторым данным, о плачевном состоянии банка в НБУ знали еще в июне 2016-го, а замглавы комитета Рады по финполитике и банковской деятельности Михаил Довбенко упрекнул Гонтареву в необоснованной ликвидации других банков в момент, когда Платинум удерживался на рынке административно. Более того, именно с руководством Платинума говорила Рожкова на аудиозаписях «прослушки», которую якобы вели люди, близкие к Арсену Авакову.
«Теоретически на Гонтареву могут давить через Екатерину Рожкову — тут для нее есть риски, поскольку сейчас неизвестно, насколько были махинации и завязана ли на них заместитель», — сказал политолог Владимир Фесенко.
Второе событие, случившееся одновременно с обвалом нацвалюты, — уголовное дело от НАБУ в отношении Валерии Гонтаревой (и директора Фонда гарантирования вкладов Константина Ворушилина). Как уже вкратце сообщали СМИ, детективы проверяют причастность обоих к искусственному занижению стоимости активов 68 ликвидированных банков с 415 млрд грн до 99,5 млрд грн (то есть учреждения, которые выводили с рынка, могли продавать за бесценок).
Рапорт подал прокурор Владислав Куценко — в ГПУ он был спикером, близким к Виктору Шокину, и в прокурорской среде считается антипатиком Петра Порошенко.
Вызовут на ковер
По мнению политолога Руслана Бортника, президентская команда может нуждаться в «козле отпущения» — и если в его роли выступит Гонтарева, ее можно будет поменять на транш от МВФ или лояльность финансово-промышленных групп: «Но вероятность обмена невысока: вспомните, как при ней курс прыгнул с 12 грн/$ до 24 грн/$, и она не понесла ответственности за это». Тем не менее у президента транслируют однозначный посыл: Гонтарева — профессионал, увольнять ее необходимости нет.
«Если по каждому скачку доллара менять главу Нацбанка, то у нас некому будет руководить НБУ, — сказал замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко. — Давайте подождем конца праздников, часть волнений уляжется, и Гонтареву можно будет пригласить в парламент, чтобы она рассказала, что происходит и что предпринимает НБУ». По его словам, деятельность Нацбанка является не единственной причиной колебаний курса.
А вот в «Народном фронте» заостряют внимание именно на ответственности Нацбанка. «Во вторник — заседание комитета, обсудим вопрос стабильности гривны. Заслушаем НБУ, услышим план, — сказал нам член НФ Максим Поляков. — Но мы все слышали записи, в которых фигурирует Рожкова. Это свидетельство того, что в Нацбанке работают люди, лоббирующие свои интересы. Если это так, должно быть расследование в уголовном производстве, и, если не будет вмешательства Банковой, его доведут до конца. Рожкова и Гонтарева должны понести ответственность».
Правила размена
По словам политтехнолога Андрея Золотарева, вынудить президента сдвинуть Гонтареву может лишь внешнее давление. «Сколько бы ни давила оппозиция, он не уступит — по совокупности результатов действий Гонтареву давно стоило бы уволить. Но желание НФ возглавить Нацбанк (и контакты «фронтовиков» с Вашингтоном. — Авт.) могут вынудить пойти на размен Гонтаревой на Яценюка, который дождался и начал кампанию по возвращению. Кресло могут выторговать для Яценюка в обмен на сохранение коалиции или отставку Авакова с поста главы МВД», — считает Андрей Золотарев. Или же на отставку главы Минюста Павла Петренко — он еще до Нового года подал свою кандидатуру на должность главы Высшей квалифкомиссии судей.
Кстати, дела, которые ведет НАБУ, являются фактовыми — то есть не против должностных лиц персонально, а «по факту». «Такие дела заводят в двух случаях: когда нужно получить отступные от кого-то из чиновников либо припугнуть их, или когда нужно отвязаться от общественности — фактовое дело проще «гонять» по кругу между детективами и закрыть, когда ажиотаж угаснет», — сказал собеседник в БПП.
Кстати, уголовное дело «по факту» по Гонтаревой уже заводилось — год назад его вела киевская прокуратура. Тогда подозрение главе НБУ также не предъявлялось. «В любом случае, пока президент не примет решение (а он, скорее всего, в ближайшее время его не примет), то что бы ни вменялось в вину Гонтаревой, какие бы ни находились очевидные основания, никто ее не снимет», — резюмировал юрист Ростислав Кравец, также инициировавший иски в отношении Гонтаревой.
Анастасия Рябоконь , Ярослав Маркин , Тарас Козуб