Год назад – 1 января 2016-го – соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС вступило в силу.
DW подвела предварительные итоги функционирования ЗСТ и проверить, сбылись самые главные опасения по соглашению, сообщает “Главком”.
Как пишет издание, наиболее очевидным итогом 2016 года для украинской внешней торговли является тот факт, что Европейский Союз окончательно закрепился как главный торговый партнер Украины. Несмотря на общее снижение общих показателей как экспорта, так и импорта – соответственно 7,9 и 0,1% за период с января по октябрь прошлого года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего – объемы торговли с ЕС продолжают расти. Такие выводы можно сделать, проанализировав данные на сайте Государственной службы статистики.
Так, экспорт товаров в Европейский Союз вырос за соответствующий период на 2,4% и теперь составляет 37,3% в общем объеме экспорта. Импорт взамен рос еще большими темпами – 7,9% – и достиг отметки 43,8% в структуре украинского импорта.
В то же время экспорт и импорт товаров в торговле с Россией снизился на 28,5% и 36,5% соответственно.
Статистика свидетельствует, что опасения значительной диспропорции между экспортом и импортом в ЕС не оправдались. Несмотря на относительно небольшой разрыв в этих показателях, Украина также увеличила экспорт в европейском направлении. И если еще в первом квартале 2016 года наибольшей статьей украинского экспорта оставались металлы, то по итогам первых девяти месяцев пальму первенства перехватили аграрии. Согласно данным министерства экономического развития и торговли Украины, с 9,8 миллиарда долларов общего экспорта в страны ЕС 30% принадлежат продукции агропредприятий и пищевой промышленности, 23,5% – металлургии и 16,1% – машиностроению.
Но несмотря на определенные успехи, сальдо внешней торговли с Евросоюзом остается отрицательным. Исполнительный директор «Экономического дискуссионного клуба» Олег Пендзин объясняет это тем, что львиную долю в товарах, Украина поставляет на европейский рынок, занимает сырье и полуфабрикаты. С проблемой соглашаются и в Министерстве экономического развития и торговли. По словам заместителя министра и торгового представителя Украины Натальи Никольской, Киев сейчас должен сконцентрироваться на развитии производства товаров с большей добавленной стоимостью для их дальнейшего экспорта в Европу.
Доминирование сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью, по словам Пендзина, и является одной из причин того, что пока Украина не нашла в ЕС полноценной компенсации тем потерям, что она испытала на российском рынке. Это, по словам эксперта, хорошо иллюстрируется тем фактом, что, несмотря на достижения в европейском направлении, общие объемы украинской внешней торговли, прежде всего экспорта, продолжают уменьшаться.
Неутешительную тенденцию подтверждает и исполнительная директор Украинского центра европейской политики Любовь Акуленко. Но она предостерегает от пессимистических выводов, ведь российский рынок изначально был для Украины дорогой в никуда – торговые конфликты с Киевом были обычной практикой для Кремля еще до аннексии Крыма и начала конфликта в Донбассе.
К тому же, по словам Акуленко, в работе с Россией заинтересованы прежде всего наименее конкурентоспособные производители, для которых Россия была единственной возможностью сбыть их товар, в то время как необходимость адаптироваться к европейским условиям – это возможность для Украины перейти на новый, более высокий уровень конкуренции. Не стоит забывать, что многие предприниматели используют переход на европейские стандарты для выхода на другие рынки, где они признаются одним из крупнейших среди которых является Китай. «Так, рост экспорта в ЕС сейчас незначительное, но это работа на перспективу, – говорит эксперт. – Просто так никто ничего менять не будет».