К концу 2016 года Дания, следуя примеру Швеции и Норвегии, закроет последний в стране монетный двор, передав чеканку в Финляндию. Ранее центральный банк Дании уже приостановил печать новых банкнот — и субподрядчик на эту задачу пока не назначен, настолько она оказалась неважна.
Впрочем, полностью отказываться от наличных в ближайшем будущем в стране не планируют, но власти Дании говорят, что ищут наиболее дешевые и эффективные альтернативы.
Скандинавия — не единственный подобный регион: центральные банки по всему миру, от Венесуэлы до Индии, все чаще стараются отказываться от наличных денег.
Отказ от них к 2020 году запланирован и в Южной Корее. Большинство центробанков надеются, что отказ от банкнот, особенно крупного номинала, усложнит жизнь преступникам, в частности террористам и наркоторговцам.
По данным Банка международных расчетов, в Азии доля оборота наличных средств намного выше, чем в еврозоне или в России: к примеру, в Японии она составляет около 21% ВВП, в то время как в России — 10,5%, а в Великобритании — менее 4%.
Скандинавия, безусловно, является лидером по этому показателю: в частности, в Швеции монеты и банкноты составляют лишь 1,8% ВВП.
Поэтому регион часто называют пионером глобального перехода к отказу от наличных денег. Во многом именно переход к электронным платежам помогает странам Северной Европы поддерживать модель «государства благосостояния», так как он существенно снижает объем незаконно сокрытых доходов.
Дания в этом плане похожа на Швецию: в 1991 году наличные деньги и банковские чеки составляли 82% общего оборота денежных средств, а в 2015 году их доля составила лишь 21% — даже несмотря на период отрицательных банковских ставок по депозитам. По данным министерства налогов Дании, объем теневой экономики в стране с 2012 по 2014 год сократился на треть, с 45 млрд крон ($6,3 млрд) до 31 млрд крон. Причины такого резкого сокращения министерство не указывает, но использование наличных денег за аналогичный период также упало.