Практически все кредиты бизнесу ПриватБанк выдал компаниям своих акционеров – почти 150 млрд грн кептивных кредитов. В учреждении эту цифру называют «преувеличением», считают нормальным инсайдерское кредитование и признают, что во время кризиса доля плохих кредитов росла. Тем не менее налогоплательщикам придется заплатить 116 млрд грн, пока государство слепо верит, что Игорь Коломойский и другие акционеры погасят кредитные долги.
Гигантский пылесос
ПриватБанк национализирован из-за того, что практически все корпоративные кредиты он выдал компаниям, связанным с Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, а также их партнерам по бизнесу и поэтому находился на грани банкротства. Если на 1 апреля 2015 года потребность в капитале ПриватБанка составляла 113 млрд грн, то к 1 декабря 2016-го «дыра» в капитале уже достигла 148 млрд грн, подсчитали в НБУ. «Свыше 97% всего корпоративного кредитного портфеля банка, который составлял 150 млрд грн на 1 апреля 2015 года, было выдано компаниям, связанным с его акционерами», – заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева. Этот показатель эквивалентен всему объему привлеченных средств физических лиц, которые на 1 октября составляли 155,4 млрд грн.
От акционеров и менеджмента потребовали сократить «дыру». «ПриватБанк должен был решить эти проблемы. Менеджмент предоставил план докапитализации и программу по уменьшению связанного кредитования, акционер дал личную гарантию для выполнения программы докапитализации ПриватБанка. Но ни банк, ни акционеры эту программу не выполнили», – сказала Валерия Гонтарева.
По ее словам, проблема заключалась в том, что эти кредиты были выданы на «компании, которые не вели операционную деятельность, которые не имели никаких активов, никакого cash flow, в этих компаниях работали один или два человека». «Это модель олигархического банкинга: когда ты берешь депозиты у населения по очень привлекательным ставкам, а потом ты предоставляешь эти депозиты себе любимому на развитие своего бизнеса, – отметила глава НБУ. – Мы привлекли крупную международную аудиторскую компанию, которая подтвердила результаты нашего стресс-тестирования и диагностики адекватности».
Согласно отчету банка за III квартал, кредиты и авансы клиентам составляли 194,3 млрд грн (кредитный портфель в 224,3 млрд грн минус резервы в размере 30 млрд грн). В структуре портфеля до резервирования на кредиты юридическим лицам приходится 166,7 млрд грн (74,4%).
Экс-член наблюдательного совета ПриватБанка Виктор Лисицкий считает это нормальной практикой. «Я не противник инсайдерских кредитов, потому что это просто бессмысленно. Понятно и логично, что если человек является совладельцем банка, то почему бы ему не получить кредиты на какой-то период времени для поддержки своих бизнесов», – заявил он.
Руководство ПриватБанка не согласно с такими расчетами НБУ. «Цифра в 97% – это преувеличение в любом случае, потому что когда называются такие большие цифры, это значит, что они не совсем точны, – говорит уволенный вчера глава правления ПриватБанка Александр Дубилет. – Было возвращено много кредитов. У нас оттоки по депозитам были 70 млрд грн, они рефинансированы НБУ на 38%. Чтобы держаться в условиях оттока депозитов, мы сокращали наш кредитный портфель и, конечно же, гасили самые лучшие кредиты, а не самые худшие. В целом ряде случаев банк стал собственником заложенного имущества и через эту процедуру стал связанным лицом с заемщиком».
Отметим, что первый заместитель главы НБУ Яков Смолий, когда комментировал этот вопрос, назвал уже другую цифру – «свыше 90%». «Считать, что это вывод капитала за границу? Нет. Я бы так не говорил», – сказал он.
В отчете за III квартал ПриватБанк скрыл отраслевую структуру своего кредитного портфеля. Согласно отчету за II квартал, больше всего кредитов ПриватБанк выдал в сфере торговли нефтепродуктами (20%), производстве ферросплавов (18%), сельском хозяйстве (15%), промышленном производстве и химической промышленности (12%), в сфере авиаперевозок – 6%.
По мнению Александра Дубилета, проблема возникла из-за изменения подхода к таким кредитам. «Нацбанк изменил порядок учета кредитных рисков. Не все типы залогов, которые принимались раньше, теперь учитываются. Его инструкция на этот счет вступает в силу только 1 января 2017 года. Конечно, это право регулятора сделать жесткую инструкцию по учету риску. Но нужно ли это Украине? Это вопрос к макроэкономистам, Совету НБУ, министру экономики», – сетует экс-банкир.
Государство займется возвратом
Объем задолженности бывших акционеров ПриватБанка перед государством равен размеру «дыры». «Дыра – 148 млрд грн. Мы дали предложение Минфину докапитализировать на 116 млрд грн, потому что 32 млрд грн мы предложили, согласно ст. 41.1 закона «О системе гарантирования вкладов физлиц», как необремененные обязательства ПриватБанка, направить для операции bail-in (конвертация средств связанных с акционерами лиц в капитал банка. – FinClub)», – заявила Валерия Гонтарева. Остальные 116 млрд грн должны быть возвращены путем погашения взятых кредитов.
Валерия Гонтарева уверяет, что экс-акционеры ПриватБанка пообещали погасить эти кредиты: «Своим письмом в Кабмин акционеры обязались реструктуризировать кредиты, предоставленные банком юрлицам с учетом требований НБУ, и они обязываются это сделать до 1 июля 2017 года».
Теперь новый владелец банка – Министерство финансов – будет заниматься возвратом этих средств. «Собственники банка дали свои личные гарантии, что эти кредиты будут реструктуризированы. Это означает, что под них будут предоставлены более надежные залоги», – сообщил министр финансов Александр Данилюк. По его словам, окончательная сумма, подлежащая bail-in, будет определена после аудита, но обязательной конвертации в капитал подлежат еврооблигации.
«Они рассматриваются Нацбанком как связанные и будут подлежать bail-in», – сказал министр финансов. Речь идет о двух выпусках еврооблигаций на $335 млн и субординированном долге на $220 млн. После этого заявления котировки еврооблигаций ПриватБанка рухнули до 25-32% от номинала.
С этой позицией акционеры банка не согласны. «У НБУ есть желание доказать, что во всем виноваты собственники, и что все проблемы связаны с их деятельностью. Можно объявить, что это все связанные лица, но такая позиция не логична», – говорит Александр Дубилет.
Кроме проблем с кредитами у ПриватБанка также большая задолженность перед Нацбанком. По кредитам рефинансирования он должен регулятору 19 млрд грн, из которых 14 млрд грн являются просроченными. Часть этих денег бралась под залоги и личные гарантии экс-владельца Игоря Коломойского (среди залогов – самолеты, недвижимость и 11,46% акций банка, купленного за 1 грн).
Президент Петр Порошенко, без окончательного «добро» которого НБУ и Минфин не могли решиться на национализацию ПриватБанка, верит, что бизнесмен Игорь Коломойский вернет долги. «Для нас очень важна ответственная позиция собственников банка, которая зафиксирована в их же письмах правительству. Там черным по белому написано, что они поддерживают переход ПриватБанка в собственность государства», – заявил глава государства.
Шансы на возврат
У государства уже есть опыт взыскания долгов с собственников обанкротившихся банков, но крайне негативный. Весь этот год Нацбанк пытается взыскать с акционеров ВиЭйБи Банка, «Финансовой инициативы», банка «Финансы и Кредит» Имэксбанка и Дельта Банка более 11 млрд грн, которые они получили под свои личные гарантии, однако безрезультатно.
Суды просто снимают аресты, которые были наложены на имущество собственников этих финучреждений. Регулятор обвиняет в этом суды. «Судебная система должна быть реформирована. Но Нацбанк не может сделать для этого ничего, кроме как публично заявлять об этих проблемах и обращаться к президенту и правоохранительным органам», – возмущалась Валерия Гонтарева.
Дальнейшие действия правительства будут напрямую зависеть от того, какого уровня залоги были предоставлены под выданные инсайдерские кредиты. «Нужно понимать, в каком именно состоянии находятся залоги под такие кредиты. Возможно, по каким-то из них есть хорошие залоги, а по каким-то – нет.
Поэтому теперь интересно, – будет ли также национализирована компания «МАУ», пара ферросплавных заводов и другие бизнесы Игоря Коломойского», – говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. Но Игорь Коломойский в борьбе с государством Украина не дает слабину: миноритарные акционеры компании «Укрнафта» летом 2015 года подали на Украину иск в международный арбитраж с требованием взыскать со страны $5 млрд.
Если бывшие акционеры ПриватБанка не погасят инсайдерские кредиты, им грозит уголовная ответственность. Об этом сообщили и Александр Данилюк, и Валерия Гонтарева. «Они понимают, что им нужно, выполняя реструктуризацию, убрать свою ответственность. Если они этого не сделают, для этого есть компетентные органы в Украине и за пределами Украины», – сказал министр финансов.
Елена Губарь