В минувшую субботу Польшу потрясла самая массовая акция протеста, которую глава МВД Польши Мариуш Блащак расценил как попытку госпереворота, а российские СМИ называют “польский Майдан”.
Формальным поводом для выхода людей на улицы стало решение в пятницу парламентского большинства, которое после выборов в 2015 году оказалось у партии Ярослава Качиньского “Право и справедливость” (PiS), ограничить с 2017 года работу журналистов в нижней палате парламента, а также голосование за ряд законов, включая бюджет на следующий год, не в зале заседания при помощи электронной системы, а руками в другом помещении Сейма.
Обвинения правящей партии в нарушения Конституции, включая ограничение свободы СМИ, вывело в субботу на улицы Варшавы около 200 тысяч человек. Это оказался самый крупный митинг в Польше с 2004 года. После окончания основного митинга часть протестующих — около двух тысяч человек — переместились к президентскому дворцу, который после выборов 24 мая 2015 года занимает еще один член партии “Право и справедливость” Анджей Дуда.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Вчера польские политики пытались найти выход из сложившейся ситуации. Президент Дуда провел встречи с лидерами оппозиционных партий, во время которых обсуждалась возможность возобновления заседания Сейма в нормальном режиме.
Дуда пообещал содействовать повторному рассмотрению вопроса о присутствии на заседаниях Сейма не только журналистов выбранных властями пяти телеканалов, а также обсудить корректность работы журналистов в парламенте с руководством ведущих СМИ страны.
На момент подготовки материала массовая акция протеста оппозиционного “Комитета охраны демократии” проходила у здания Конституционного суда (КС) в Варшаве, который в связи с окончанием срока полномочий покидает глава суда Анджей Жеплиньский — еще один ярый критик сегодняшней власти в стране. В частности, он выступал против конституционной реформы, проведенной PiS в начале года. В рамках этой реформы Конституционный суд с сентября не сможет прекращать полномочия судей и вправе лишь подготовить соответствующий запрос в Сейм, а дисциплинарные взыскания в отношении судей применяются лишь по запросу президента или министра юстиции.
Нынче решения КС принимаются лишь с согласия двух третей состава, а не обычного большинства, как было ранее. Вчера протестующие вышли к КС с портретами Жеплиньского и надписью “Спасибо”.
Претензии лидеров
“16 декабря была совершена попытка уничтожить демократию. Мы им это не позволим!” — заявила глава “Твое Движение” Барбара Новацкая. “Вчера правящее большинство заменило Сейм на офис одной партии. Мы не согласны”, — заявил лидер “Комитета защиты демократии” Матеуш Кийовский. “Для многих политиков целью стали авантюры. Вместо того, чтобы служить людям, они подстрекают к авантюризму”, — отметила премьер Шидло.
Кризис: смоленская катастрофа и пенсии
Для экспертов очевидно, что политкризис в Польше вызван не только борьбой за свободу слова. По версии, например, польской журналистки Марии Глинской, оппозиционные силы недовольны перспективой возбуждения уголовных дел против них. “Идет активная борьба между новой властью и предшественниками, и происходящее — еще один этап этой борьбы. Команда Ярослава Качиньского настроена очень решительно.
А экс-президент страны Лех Валенса считает, что кризис спровоцирован именно Качиньским. “С самого начала PiS нарушает основы права и поэтому не может править Польшей. Вопрос только в том, как PiS должна уйти: уйдет ли путем референдума, демократическим образом или сдастся сама. Ей в этом нужно будет очень сильно помочь”, — заявил Валенса вчера в эфире TVN24.
Ирина Ковальчук