В 2014 году бывшая учительница английского языка Анна Пащенко увлеклась флористикой. Семейный бизнес по продаже домофонов и прочей техники, в который Анну привлек супруг, пошел на спад, и, чтобы не унывать, женщина занялась выращиванием экзотических растений прямо в офисе. По словам Ани, она вовсе не собиралась зарабатывать с помощью флористики «кучу» денег. Просто таким образом пыталась реализовать творческий потенциал и отвлечься от плохих новостей. За полтора года растения и флорариумы (стеклянные геометрической формы контейнеры, внутри которых создаются цветочные композиции) полностью вытеснили из офиса технику. Теперь в небольшой, но атмосферной студии с панорамным видом на город царствуют растения и проводятся мастер-классы. В руках у Ани и ее команды любой предмет, от старого чемодана до мясорубки, способен превратиться в необычный вазон.
— Как ты увлеклась флористикой?
— Я закончила иняз, работала в школе, преподавала английский язык, — рассказывает 32-летняя киевлянка Анна Пащенко. — Родился ребенок, и после декрета я устроилась в американскую компанию офис-менеджером. Начальство разглядело во мне потенциал и повысило в должности. Зарплату подняли в два раза. На тот момент это казалось настоящим успехом, ведь, кроме опыта работы учителем, за плечами ничего не было. Потом муж переманил в свой бизнес. Когда я во всем разобралась, передал дела мне, а сам занялся программированием.
Он следит за рынком, генерирует разнообразные глобальные идеи. И когда в 2014 году продажи техники сильно упали из-за нестабильной ситуации на валютном рынке, у мужа появилась идея о комплексном озеленении. Мол, можно построить теплицу, завозить растения, выращивать их… Но я, как женщина, предпочитаю двигаться небольшими шагами. Как-то увидела объявление о выставке кактусов и отправилась туда просто потому, что было свободное время и стояла хорошая погода. Меня заинтересовали именно кактусы, так как это самые неприхотливые растения. Достаточно просто положить кактус на землю и ждать, пока он пустит корни. Все, что необходимо, — побольше света. Идеальный вариант для тех, кто много путешествует или забывает ухаживать за цветами. Я купила восемь маленьких кактусов и посадила их дома в старый вазон. Затем начала экспериментировать, покупать необычные горшочки и высаживать кактусы в офисе. Меня так увлекал процесс, что я забывала пообедать. А результат нравился настолько, что хотелось создавать как можно больше композиций. Потихоньку все подоконники в офисе оказались уставлены вазонами. Иногда ко мне на работу приходила дочь, которой сейчас 11 лет, и, пока я была занята, могла использовать любой горшочек и сделать все, как ей хочется. Получалось очень здорово, и, если ее композиция продавалась, это поднимало ее самооценку. А вот муж с иронией говорил о моем новом увлечении: «Аня, это не совсем то, что я имел в виду» (смеется).
— В какой момент флористика перестала быть просто хобби?
— Через два месяца после того, как я этим заинтересовалась, решила принять участие в выставке. Необходимо было как-то себя обозначить, и я на обычных пакетах писала маркером свое имя и номер телефона. А чтобы люди запомнили, откуда у них пакет, наполняла каждый мандаринами. Так выглядели мои первые визитки. Уже потом друзья помогли придумать название фирмы — «Рослынка» — и нарисовать логотип. Кстати, до сих пор помню мальчика, который первым купил у меня горшок. Я не планировала зарабатывать на этом деньги, но увидела интерес к продукту и поняла, что «Рослынке» нужен «дом». Домофоны переехали в соседний офис, теперь ими занимается мой брат. А мы с его женой Дашей, которая стала моей помощницей, обосновались в светлом офисе с большими окнами. Даша моя правая рука — пока я с удовольствием копаюсь в земле, она занимается организационными вопросами, что я делать не очень люблю.
— Помнишь свой первый крупный заказ?
— Еще как! Сейчас очень актуальны флорариумы — растительные композиции внутри стеклянных емкостей. Они выглядят очень красиво. Кстати, флорариумы мы делаем сами.
— Как себя рекламировали?
— Через людей, которым понравилась «Рослынка». Сарафанное радио — самый лучший маркетинг.
— Сейчас «Рослынка» приносит прибыль?
— Мой самый серьезный минус — я не всегда контролирую финансовые потоки. Просто не успеваю и не люблю. Хотя понимаю, что все нужно считать, иначе однажды деньги просто утекут в неизвестном направлении. Порой после выплаты зарплаты сотрудникам, расходов на аренду помещения и вложений в изготовление хорошей упаковки, нового стеллажа или покупки техники для работы совсем не остается прибыли, но развитие для меня гораздо важнее. Иногда выходим в плюс и думаем, во что еще вложить средства. Три месяца откладывали деньги на участие в международной цветочной выставке, которая прошла недавно в Киеве. Многие посетители, да и организаторы выставки, говорили, что наш стенд был одним из лучших.
— Знаю, что ты еще много чего умеешь делать своими руками.
— Да, мебель, например. Практически всю деревянную мебель для студии мы сделали сами. Всей семьей шлифовали и сбивали доски на даче. Полочки в форме сот на стене — полностью моя работа. Муж показал, как сделать, а дальше — самостоятельно. Горжусь собой (смеется). Если будет нужно, и дом смогу построить!
— Я из тех, кто забывает ухаживать за цветами, и в итоге они вянут. Познакомь меня еще с какими-то интересными и непривередливыми растениями.
— Некоторые из них мы как раз представляли на выставке, например, воздушные растения (air plant). В Украине ими почти никто не занимается. Это растение не нужно сажать в землю. В природе оно просто цепляется корнями за деревья, а дома его можно прицепить к любой деревяшке, повесить на шкаф — в общем, как подскажет фантазия. Листья такого растения покрыты мелкими чешуйками, благодаря которым оно получает влагу из воздуха. Ухаживать за ним очень просто — раз в неделю опрыскивать водой.
Недавно познакомились со стабилизированными растениями. Вода в них замещается глицерином и раствором определенного химического состава. Растение становится бледным, и его красят. В таком виде оно сохраняет свою форму около шести — десяти лет и широко используется в декорировании. Таким растениям противопоказаны прямые солнечные лучи. В поливе и опрыскивании они не нуждаются. Странно, что в Украине стабилизированными растениями никто не занимается, приходится завозить их из-за границы. Получается недешево: один грамм стабилизированного лишайника стоит полторы гривни. На квадратный метр необходимо примерно восемь килограммов. Планирую сама научиться стабилизации и передавать опыт следующему поколению.
— В чем черпаешь вдохновение?
— Очень мотивирует поддержка близких. Особенно когда находишься в сомнениях. Вдохновляют клиенты. Перед каждым мастер-классом я очень волнуюсь, но все проходит гладко, потому что люди — замечательные. У них свежий взгляд, и часто они создают такие композиции, которые мы сами не придумали бы. Им интересно, ведь на занятии можно самостоятельно создать минисад и унести его домой или подарить друзьям. А для нас общение — это опыт. Меня покорило то, что все клиенты, с которыми мы работаем, адекватные люди. Когда я занималась продажей домофонов, часто сталкивалась с неприятными ситуациями. Неоднократно клиенты требовали максимальную скидку на основании того, что они из какой-то партии. В такие моменты бывало страшно, особенно если оставалась в офисе одна. Приходилось унимать дрожь в голосе и объяснять, что для нас все клиенты равны. В этой сфере такого нет.
— Как такой хрупкой женщине удается быть грозным директором?
— Я не грозный директор. У нас творческая работа, каждый делает то, к чему лежит душа. Не хочешь сегодня заниматься конкретным процессом — пойди выпей чаю, отдохни и возьмись за что-то другое. В команде сейчас пять человек, и все — близкие мне люди. Поэтому у нас гармония.
— Есть планы на будущее?
— Мечтаю открыть мастерскую, кафе и студию в одном пространстве, где посетители смогут выпить чашечку кофе, посидеть и расслабиться среди цветов, выбрать готовую композицию или создать свою. На примете есть заброшенная оранжерея. Мы прикидываем, в какую сумму обойдется ремонт, и просчитываем затраты на отопление и охлаждение помещения. Все сложно и дорого, но, когда я представляю мастер-класс под елками и то, как наши дети будут целыми днями играть на траве, мне хочется этого вдвое сильнее. Мечтаю создать настоящее семейное дело, которое будет передаваться из поколения в поколение.
Другие материалы рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь