Фото: из личного архива Александра Милова Часть инсталляции выставляли на одесском пляже Ланжерон ко Дню защиты детей 1 июня
Одессит Александр Милов, лидер творческого объединения Такое, станет первым, кто представит Украину на арт-фестивале Burning Man.
Уже скоро, 15 июня, из одесского порта по направлению к Сан-Франциско выйдет судно, на борту которого среди множества стандартных грузовых контейнеров будет один особенный, пишет Анна Давыдова в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года.
Внешне он точно такой же, как и все остальные, но содержимое совсем нестандартное - куча причудливым образом сваренных стальных труб, фрагменты каких-то загадочных фигур.
Когда через два месяца всё это добро прибудет в Штаты, его вывезут в безлюдную пустыню Блэк-Рокна северо-западе штата Невада, где команда из семи человек соберёт этот «пазл» в то, чем он и должен быть, - в гигантскую скульптуру Love (Любовь), придуманную одесским художником Александром Миловым.
Это две огромные клетки в форме сидящих спиной друг к другу мужчины и женщины (высотой 7, 5 м), в которых заключены детские фигуры, тянущие руки навстречу друг другу (рост «малышей» - 5 м). Вся конструкция имеет 17,5 м в длину и 5,5 м в ширину.
«Это не современное концептуальное искусство, требующее дополнительных пояснений. Если бы пришлось что-то объяснять, я бы даже не начинал этим заниматься.Идея понятна без слов: с возрастом даже самые близкие люди становятся скованными обидами и разочарованиями, но внутри каждого существует ребенок, хранящий остатки света. Их поза и свечение символизируют чистоту и искренность, которые связывают людей между собой и дают шанс примирения в момент, когда для них наступает тёмное время», - рассказывает Корреспонденту Милов о своей работе.
По словам художника, единственный неочевидный смысловой нюанс заключён в позе фигур: женщина, словно защищаясь, скрутилась в позе эмбриона, а мужчина в отчаянии обхватил голову руками.
«То, что они сидят именно так, объясняется просто: у мужчины все проблемы и переживания идут от головы, у женщины – из сердца. Не знаю, прочитается ли этот подтекст, но мне кажется, что да», - говорит автор.
Из личного архива Александра Милова
Так будет выглядеть гигантская инсталляция Любовь в пустыне Невада
[url=http://]
Особенность «малышей» – специальная подсветка: они горят только ночью, но настолько ярко, что «прорезают» клетку и она просто растворяется в темноте, - с 50 м уже видно только детей, которые стоят друг напротив друга.
«В этом вся «фишка»: днём скульптура одна, а ночью другая. Так же как и мы сами», - улыбается Милов.
Авантюра на $ 100 тыс.
Эту работу Милов придумал ещё восемь-девять лет назад, но до недавнего времени она существовала лишь в виде эскиза. И подаваться с ней на знаменитый арт-фестиваль Burning Man, который пройдёт с 27 августа по 7 сентября, художник вовсе не планировал - поступок был спонтанным.
Накануне Нового года друзья художника, хотевшие поехать на Burning Man, попросту не успели купить билеты: из-за огромного интереса к событию те разлетаются буквально сразу же после старта онлайн-продажи. И то ли в шутку, то ли всерьёз они предложили Милову попробовать зарегистрироваться в качестве участника (прошедшим отбор организаторы предоставляют билеты на всю команду проекта бесплатно).
«И я, совершенно не задумываясь о реальных шансах на победу, послал им один из старых эскизов, который мне казался достойным масштабного воплощения. Через какое-то время пришёл официальный ответ, что наша работа понравилась и нам предлагают пройти процедуру получения гранта. Пришлось заполнить целую кучу бумаг: четыре или пять документов по 40 страниц с галочками Да/Нет, предоставить план того, как мы собираемся всё это строить, обслуживать и вывозить мусор, - в общем, ужасная волокита. Ну и в итоге нам сказали: «Класс! Вы победили!» - вспоминает художник.
Работа над воплощением проекта стартовала четыре месяца назад, но по ряду причин, связанных со сложной ситуацией в нашей стране, физически получить выигранный грант у Милова возможности не было: средства он сможет забрать только в США. А деньги были нужны в Украине – здесь и сейчас.
«Мне пришлось продать квартиру. Ну, точнее, не продать, а отказаться от её покупки. Мы с женой плюнули на деньги, которые дали в аванс, и всё оставшееся вложили в проект. Как раз сейчас эти средства благополучно заканчиваются. Сходится копейка в копейку – упаковать всё в контейнер и отправить морем в США. А ведь нужно ещё перевезти скульптуру в пустыню, смонтировать», - говорит Милов.
На данный момент личные средства художника уже закончились. По его подсчётам, для завершения проекта не хватает примерно $ 20-30 тыс.
«Я предлагал контент куче телеканалов – каждый день снимаю, всё, что происходит на площадке. [Кроме изобразительного искусства, Милов давно занимается рекламой, кино и анимацией.] Ещё общался с полиграфическими компаниями, предлагая выпустить потом каталог. И все говорят: «Да, классно», - но дело двигается с трудом. Раньше вообще мало кто реагировал, но сейчас вроде началось какое-то оживление, так что надежда есть. Речь ведь идёт не о такой уж колоссальной сумме – нужно примерно $ 65 тыс. на то, чтобы проект уехал и вернулся. И потом, чтобы поставить его в Одессе, – ещё около $ 40 тыс.», - объясняет художник, который впервые представит украинский проект на легендарном фестивале.
Мобильный детский сад для взрослых
Ещё один способ финансирования – краудфандинг: в ближайшее время Милов планирует разместить свой проект на платформах Kickstarter и Indiegogo. Чтобы стимулировать сбор средств, художник хочет предложить людям, поддержавшим его деньгами, написать их имена непосредственно на поверхности светящихся «малышей». Звучит заманчиво, ведь, вероятно, работу Loveувидят не только на Burning Man.
Задумка – сделать так, чтобы фестиваль стал только стартовой точкой. Сейчас мы разговариваем с американскими музеями современного искусства, украинской диаспорой, чтобы показать проект в крупных городах Америки
Александр Милов, художник
«Задумка – сделать так, чтобы фестиваль стал только стартовой точкой. Сейчас мы разговариваем с американскими музеями современного искусства, украинской диаспорой, чтобы показать проект в крупных городах Америки. Сегодня, в свете событий в нашей стране, к нам есть интерес. Плюс – идея проекта понятная, общечеловеческая. Хочется, чтобы из разовой вспышки всё это превратилось в какое-то знаковое событие. Конечно, всё это авантюра, но если бы я этого не сделал, то точно бы жалел. У меня нет никакого диплома об образовании, а так я наконец получу наглядное подтверждение того, что я художник. Ну и если через краудфандинг вдруг вернутся деньги, то смогу всё-таки купить жене и детям квартиру», - говорит Милов.
Кроме скульптуры Милов везёт в Штаты снятый им фильм о родной Одессе – по словам автора, «добрый и уютный». Его он хочет показать на проекторах в день рождения города, 2 сентября, как раз попадающий в фестивальный период Burning Man. Свой тематический лагерь на фестивале одесситы назвали Мобильный детский сад для выживших детей во взрослых людях: монтаж его самого и скульптуры займёт пять дней.
«Потом неделя круглосуточного «движа» с художественным уклоном. А дальше придётся всё это разбирать», - «предвкушает» художник.
Но какой смысл думать о будущих проблемах, если их и сейчас хватает?
«У меня сварщики работают в две смены. По идее, они должны были уже последние штрихи доделывать, только до этого ещё далеко. У нас есть генеральный – или, скорее, гениальный - продюсер: она сочетает в себе ряд незаурядных талантов и стимулирует работников то кнутом, то пряником», - улыбается Милов.
Фото из личного архива Александра Милова
[/url]
Над технической стороной проекта в Украине работают около 20 человек, а в Штатах будет 13.
«Мы сделали эксперимент – убрали всех художников из цепочки и дали возможность людям с техническими профессиями выполнить всю творческую работу. И, кстати, результат оказался намного прогнозируемее и экономнее, чем тот, который я зачастую получал, работая с профессиональными художниками: и самомнения меньше, и толку больше», - рассказывает одессит.
«Тест-драйв» проекта Милов устроил на пляже Ланжерон в честь недавнего Дня защиты детей: две ночи светящийся «пупс» (правда, без клетки) простоял на берегу, интригуя отдыхающих.
«Как люди реагировали? Ну, я краем уха подслушивал, и некоторые ценители искусства, увидев «малыша» говорили, что говно, конечно, - смеётся автор. И продолжает: - Но… Мы же все во всем, что нас окружает, видим отражение самих себя, не так ли? Да и вообще, глупо прислушиваться к такому. Ведь, как сказала Фаина Раневская, «всё, что говорят за моей спиной, способна слышать только моя жопа», уж простите за цитату».
Что такое Burning Man
В 1986 году два десятка богемных товарищей сожгли на Бейкер-Бич, одном из пляжей Сан-Франциско, небольшого деревянного человека. В прошлом году таких «пироманов» (точнее, бёрнеров) в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, собралось уже 65 тыс., а «человечек», которого они сожгли в последний день восьмидневного фестиваля, был высотой несколько десятков метров.
Сегодня Burning Man – знаменитый на весь мир арт-фестиваль, удивляющий не только диковинными объектами искусства, фриками всех мастей и полной свободой нравов, но, прежде всего, своей концепцией.
Участники тратят на создание инсталляций и разбивку тематических лагерей внушительные суммы (иногда – при поддержке организаторов, иногда – полностью самостоятельно), но сами на фестивале ничего не зарабатывают: один из десяти руководящих принципов сообщества — декоммодификация, то есть отсутствие сделок, потребительства, спонсорства и рекламы. Организаторы продают лёд и кофе — другого бизнеса в пустыне нет. Вместо этого действует экономика дарения: участники предоставляют друг другу всё, кроме инфраструктуры фестиваля. Ещё один принцип - Не оставляй следа: уезжая, бёрнеры оставляют пустыню в такой же первозданной чистоте, какой она была до них.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.