В театрализованном шоу, которое было показано вчера на церемонии открытия памятника Анне Ярославне, используются световые эффекты, поэтому его начало назначили после захода солнца — в 17.30. Среди зрителей была чрезвычайный и полномочный посол Франции в Украине Изабель Дюмон, ведь Анна Ярославна стала французской королевой. Фигуру княжны разместили в сквере на Львовской площади рядом с Центральным домом художника.
— В Киеве Анна Ярославна провела только детство и юность, поэтому мы со скульптором Константином Скритуцким решили показать ее маленькой девочкой лет пяти-шести, — говорит соавтор памятника Федор Баландин. — В 18 лет Анна уехала в Париж, вышла там замуж за уже немолодого короля Франции Генриха I из династии Каролингов и с тех пор на родину не возвращалась. С собой из Киева она взяла Евангелие, которое ей подарил отец. Мы вложили в руки маленькой Анны Евангелие. Оригинал манускрипта сохранился. Он стал обязательным атрибутом церемоний коронации царствовавших особ Франции. Интересно, что, когда через 500 с лишним лет после того, как Анна привезла Евангелие в Париж, российский император Петр I приехал во Францию, ему позволили посмотреть бесценную книгу. Никто при дворе короля уже не помнил ее происхождения. Царь удивил придворных сообщением о том, что текст написан на старославянском языке.
Сейчас это Евангелие находится в музее города Реймс. Я был там, видел, что древний манускрипт хранят в специальном растворе. Мы ведем переговоры с этим музеем о том, чтобы привезти раритет для демонстрации в Киев. Французская сторона не возражает, однако требует оплатить уж очень большую сумму страховки (какую конкретно, мне не хотелось бы говорить). Аргументируют это тем, что в Украине идет война. И все же мы не отказываемся от своего замысла. Не исключено, что в будущем году нам удастся воплотить его в жизнь.
— Сохранились ли изображения маленькой княжны Анны? — спрашиваю у скульптора Константина Скритуцкого.
— К сожалению, ни детских, ни иных ее прижизненных портретов не сохранилось. Поэтому я сделал собирательный образ: снял серию фотографий нескольких учениц младших классов французского лицея в Киеве и по ним вылепил лицо Анечки. Так что в нем можно найти черты всех девочек, участвовавших в фотосессии.
Важно было сделать исторически достоверную одежду маленькой принцессы. В этом помог киевский историк Александр Алферов. Он посоветовал вылепить Анне длинную сорочку, накинуть на ее плечи красивый плащ, закрепить его на груди с помощью броши. На голову девочки мы надели венок из цветов, напоминающий корону: он символизирует то, что ей предстояло стать королевой Франции. Анна ступает по земле без обуви, босая.
Мы с Федором Баландиным сторонники того, чтобы украшать город скульптурами небольших размеров. Вот и фигуру Анны сделали некрупной — высотой один метр 18 сантиметров. Она отлита из бронзы.
— Кто оплатил создание памятника?
— Меценат из Франции Бертран Кост (он также финансирует проведение археологических раскопок поселений-гигантов древней трипольской культуры на территории Украины. — Авт.), — говорит Федор Баландин. — Получилось так, что презентация идеи памятника Анне Ярославне в Киеве в 2015 году переросла в целый фестиваль, длившийся на территории Национального заповедника «София Киевская» три недели. Информацию о нем распространяли среди своих соотечественников сотрудники посольства Франции и Французского института в Украине. Так о фестивале узнал мсье Кост, помощники которого связались с нами с предложением помочь. Признаться, мы были потрясены столь неожиданным поворотом дела. Бертран оплатил не только бронзу и отливку фигуры, но и благоустройство сквера, в котором мы ее установили. То место с вытоптанной лужайкой бездомные давно облюбовали для ночлега. Теперь его не узнать: привезли землю, сделали мощеные дорожки. Визуально новая аллея выглядит как продолжение улицы Ярославов Вал.
Ученые Национального заповедника «София Киевская» нашли на стенах Софийского собора граффити (нацарапанную на стене надпись) «АННА». Во Франции на одном из документов сохранилась подпись королевы Анны. Она практически идентична граффити. С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что надпись на стене Софии Киевской сделала юная дочь Ярослава Мудрого. По нашей просьбе график и почерковед Игорь Степанов разработал шрифт королевы Анны. Он размещен в Интернете, и любой желающий может печатать им тексты.
— Известно что-нибудь о современных потомках французской королевы-киевлянки?
— Да, их довольно много. Среди этих людей всемирно известная певица из Канады Селин Дион. В мире немало и потомков сестер Анны. Кстати, наш исторический проект называется «Четыре сестры» — он посвящен четырем дочерям князя Ярослава, ставшим королевами европейских стран. Одна из них, принцесса Анастасия, познакомилась со своим будущим мужем, претендентом на венгерский престол принцем Андрошом в Киеве — тот некоторое время жил при дворе Ярослава, а затем стал королем. Другая сестра Агата тоже встретила суженого в Киеве — будущий король Англии Ричард Изгнанник гостил у князя Ярослава. Ричарду затем было суждено занять английский престол, однако пробыл он на нем недолго. Еще одна сестра, Елизавета, стала женой короля Норвегии, а когда тот погиб в бою, вышла замуж за монарха Дании.
В нашу команду входят переводчик и писатель Иван Рябчий, историк Наталья Крутенко, адвокат Марина Соловьева и другие неравнодушные люди. В следующем году мы намерены провести в Киеве два фестиваля — посвященные Анне и ее сестре Анастасии.
До этого мы участвовали в преобразовании Пейзажной аллеи. Меценатом этого проекта выступил киевский бизнесмен Владимир Калина. Константин Скритуцкий создал на Пейзажке скульптуры и некоторые лавочки. Известные в Киеве скульптуры «Ежик в тумане» и «Птицы-интеллигенты» — тоже его работы.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»