Уничтожение турецкими ВВС российского самолета в небе над Сирией вызвало жесткую реакцию у российских политиков. Все потребовали наказать турецкую сторону за акт агрессии против России. «Лента.ру» внимательно пригляделась к предложениям ответственных лиц.
Привлечь в качестве арбитра в назревающем конфликте Совет Безопасности ООН (точнее, его антитеррористический комитет) — эту мысль высказала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Статья 3 резолюции Генассамблеи ООН "Определение агрессии" говорит, что нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, может квалифицироваться даже как акт агрессии», — пояснила Яровая.
Впрочем, как раз этого Анкара не боится. Турецкие власти уже сами в письменной форме проинформировали генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и правительства пяти постоянных членов Совета Безопасности об инциденте с российским Су-24. Президент Эрдоган настаивает на том, что турецкие военные не знали, чей самолет сбивают.
«Мы расцениваем эту акцию как преступление и как пособничество террористам», — заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин 25 ноября, принимая в нижней палате российского парламента главу МИД Сирии Валида Муаллема. По словам Нарышкина, у этого преступления есть ответственные лица. «Они должны быть найдены и в уголовном порядке наказаны», — подчеркнул председатель Госдумы.
Встреча Сергея Нарышкина с министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валидом МуаллемомЭти слова коррелируют с ранее данным обещанием президента Владимира Путина найти и покарать в любой точке земного шара террористов, ответственных за уничтожение российского авиалайнера А321 в небе над Синем. Хотя адресаты все-таки разные: в Египте — безымянные боевики ИГ («Исламское государство», террористическая организация, запрещенная в России решением суда), в Турции — военнослужащие турецкой армии, исполнявшие приказы своего командования.
Зато боевики, расстрелявшие на сирийской территории катапультировавшегося пилота Пешкова, явно нарушили Женевскую конвенцию. Вот их можно преследовать по международному праву. Более того, блогеры уже установили, что это с высокой долей вероятности сделал Альпаслан Челик, сын бывшего мэра турецкого города Кебан, уехавший в Ирак воевать на стороне туркменов. В сети опубликовано фото, на котором Альпаслан позирует с деталями парашюта российского летчика. А уголовное преследование Челика немедленно поставит вопрос о роли Турции и турецких граждан в военном конфликте на территории Сирии.
Отменить «все межгосударственные контакты с Турцией до лучших времен» предложил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) также рекомендовал заморозить дипломатические отношения с Турцией, да еще и отозвать из страны российского посла. «Иначе на нас дальше будут во всем мире плевать и не ставить ни в грош, сбивать самолеты и уничтожать граждан»,— эмоционально пояснил парламентарий в интервью «Коммерсанту».
Первый дипломатический ответ на случившееся уже дан: Сергей Лавров отменил свой визит в Турцию, намечавшийся на 25 ноября. Это необязательно означает полную заморозку отношений: в свое время к разрыву дипломатических связей не привел даже знаменитый разворот покойного экс-премьера Евгения Примакова над Атлантикой в ответ на начало бомбардировки Югославии силами НАТО. Однако в сложившихся условиях отмена визита — это, пожалуй, адекватный ответ на языке дипломатического действия.
В глобальном мире сворачивание экономических связей — одна из самых эффективных мер воздействия на недружественное государство. «Мы можем давить экономически: через трубопровод "Голубой поток", через совместные предприятия, через наши долгосрочные проекты, например, планы по строительству в Турции АЭС "Аккую"», — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Закрытие «Турецкого потока» считает возможным и глава РСПП Александр Шохин. Наконец, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена».
Продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в 2014 году в ответ на санкции ряда западных стран, была на редкость эффективной. Даже заморозка банковских счетов как традиционная мера экономического давления не произведет такого мощного психологического воздействия. Запретить импорт продуктов из Турции предложил член Общественной палаты Павел Сычев — напомним, что он уже активно выступал по теме продуктового эмбарго в августе 2014 года, когда в ответ на предложения некоторых политиков раздавать конфискованные продукты нуждающимся объяснял, что сыры и хамон, изъятые на границы, могут быть опасны для здоровья из-за нарушения условий транспортировки и хранения.
[/i]Помешать этому может только визовый режим, и такое предложение уже есть. Член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров направил в Министерство иностранных дел РФ запрос о введении визового режима с Турцией. По его мнению, эта мера поможет «обезопасить российских граждан». Можно предположить, что введение виз Москвой немедленно вызовет симметричный ответ Анкары.
«Спортивные» бойкоты в дипломатии хорошо известны. Сейчас об этом вспомнил член исполкома Российского футбольного союза (РФС), он же вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев, сообщивший в своем Twitter, что исполком РФС рекомендовал клубам не проводить зимние тренировочные сборы в Турции.
Владимир Жириновский напомнил о курдской проблеме. «В ответ мы можем значительно усилить нашу помощь турецким курдам, которых на севере Турции более 20 миллионов человек. Они только и мечтают взять Анкару», — отметил Жириновский.
Наталья Рожкова