Россия и Европа не могут договориться по Сирии
Франция не должна вступать в коалицию с Россией, так как «Москва намерена воспользоваться той неуверенностью, с которой теперь подходят в США к проблеме возможного использования силы в Сирии, а также глубоким разладом внутри ЕС по отношению к миграционной проблеме» (Les Echos, 14.09). Автор публикации Доминик Моизи (Dominique Moisi) саркастически заключает, что «Москва намерена компенсировать провал в экономике, связанный с резким падением цен на энергоносители, успехами на дипломатическом фронте».
Еще более хлестко высказывается Пьер Разу (Pierre Razoux) в Le Journal du Dimanche (13.09): «Москва намерена превратить сирийскую береговую линию в свою суверенную территорию, нападение на которую невозможно». С точки зрения автора, Владимир Путин прилетал в Сирию, чтобы «лично защитить Сирию — ленное владение Башара Асада». На страницах той же публикации ему вторит Антуан Бабу (Antoine Basbous): «Москва опасается крушения режима Асада».
Упорное нежелание Запада внять российским предложениям по Сирии было отмечено бывшим президентом Финляндии Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari): еще в 2012 году Россия предложила через своего представителя в ООН Виталия Чуркина план мирного урегулирования сирийской проблемы с постепенным отстранением от власти Башара Асада путем раздела полномочий с демократической оппозицией, поведал он общественности (Le Figaro, 15.09). Далее Нобелевский лауреат горько заявил: «Но ничего не произошло, так как все они, как и многие другие до них, думали, что Асад падет в течение нескольких недель». Редакция отмечает, что после того, как западные политики не приняли предложение России, уже 4 миллиона человек покинули страну, а несколько десятков тысяч сирийцев были убиты.
Другой специалист по России, Арно Дюбьен (Arnaud Dubien), бьет тревогу по поводу российского массированного военного присутствия на сирийской земле (Le Point, 15.09.). По его словам, «Россия с 1971 года посылает десятки, если не сотни военных советников в целях подготовки военнослужащих и в интересах разведки». Он также едко указывает на наличие высоко-технологичного российского центра прослушивания в городе Латакия и российское управление мощной сирийской системой ПВО.
А вот Кристиан Макарян (Christian Makarian) предупреждает, что «без России нет решения проблемы по Сирии» (L'Express, 17.09). Он имеет в виду возможность справиться с террористическим «Исламским государством». С его точки зрения, «россияне способны создать для Асада алавитский анклав на западе страны, чтобы там укрыться в крайнем случае». Автор также считает, что в случае создания с Западом коалиции в борьбе против ИГИЛ, «Россия обязательно потребует не только прекратить целиться в Асада, но также и определенные гарантии по Украине».
«Мистрали»: Франция отделалась испугом, а Владимир Путин — враг Французской Республики?
16 сентября Национальное Собрание Франции должно было ратифицировать решение президента страны Франсуа Олланда о разрыве договора с Россией по поставке вертолетоносцев типа «Мистраль» (Le Journal du Dimanche, 17.09). Редакция скорбит о потерях для французского бюджета: «Россия уже получила 949,7 миллионов евро в порядке компенсации. Остается еще выплатить 1,1 миллиард евро французским судоверфям — группе компаний DCNS». Также газета задается вопросом: является ли Владимир Путин врагом Франции? Дело дошло до организации опроса общественного мнения по этому животрепещущему вопросу. «Операция по демонтажу российского оборудования, установленного на вертолетоносцах, и его возвращении в Россию, будут протекать еще полгода», — сухо информирует BFM TV (11.09).
Между тем, Мишель Кабироль (Michel Cabirol) из La Tribune (17.09.) обнародовал очень интересные конфиденциальные подробности о состоявшейся между Россией и Францией сделке по двум вертолетоносцам. Автор ссылается на ставшие ему известными пункты доклада, сделанного главой французских переговорщиков Луи Готье (Louis Gauthier), генеральным секретарем по обороне и национальной безопасности Франции. Он выступил перед комиссией по иностранным делам Национального собрания Франции и сообщил, что заключенный с россиянами договор «более выгоден Франции, чем России». Согласно докладчику, Франции удалось избежать выплаты неустойки, финансовых расходов пострадавшей стороне, упущенной выгоды и косвенных затрат, а также штрафных санкций.
Луи Готье приписывает такие выдающиеся результаты тому, что «в рядах русских не было согласия; чувствовалось, что ответственный представитель России вице-премьер Дмитрий Рогозин не хочет поставки „Мистралей“, а также желает получить немедленный платеж». В случае, если Франция не хотела бы платить сразу, она могла бы воспользоваться предусмотренными законом проволочками. Кроме того, Россия не получила компенсации за создание морской версии вертолета «Камов» и затраты, понесенные ей во Владивостоке для приспособления портовых мощностей под потребности кораблей нового класса. Также, глумливо отмечает редакция, Россия утратила право блокирования сделки по приобретению «мистралей» третьей стороной.
«Французское правительство сумело выйти из щекотливой ситуации при минимальных затратах», — вторит газета Les Echos (17.09.). Если бы Россия пошла на арбитражное рассмотрение вопроса, то, скорее всего, получила бы куда большие средства, так как Франция «не смогла бы прикрыться никакими брюссельскими уложениями об эмбарго на поставку вооружений». Правительство Франции радуется, что ему удалось сэкономить два миллиарда евро, которые они уже были фактически готовы отдать Кремлю. Возможных покупателей на корабли много: в списке и Канада, и, — если эта страна поменяет свое решение о приобретении, — Египет, Саудовская Аравия, Сингапур, Индия…
В России опять сжульничали с выборами
Официальная газета Le Monde (16.09.) заключает, что «„Единой России“, партии власти. опять удалось цепко удержаться у кормила». Ни один из 92 тысяч мандатов в 84 областях страны, которые разыгрывались на состоявшихся в России выборах, не достался Демократической оппозиции. Только в Костроме оппозиционерам удалось подобраться к финалу, но и там «препятствий им одолеть не удалось». Созданная в 2011 году для наблюдения за выборами ассоциация «Голос» утверждает, что в ходе выборов систематически совершались массовые нарушения: поддельные бюллетени, неправильный подсчет голосов, «прямые фальсификации» и проч.
Российская система выборов — это «машина по зомбированию», заключает Les Echos (15.09.). Даже в Костроме Демократическая оппозиция получила только 2% голосов, а «Единая Россия» — более 50%. Теперь оппозиция стремится выйти на улицы. А Euronews (14.09.) утверждает, ссылаясь на результаты, что «мошенничество на выборах имело место в 42 регионах из 85 административных единиц».
«Ашан» проштрафился в России, но жизнь продолжается
Сверхкрупный трансконтинентальный французский оператор на рынке продуктовых услуг «Ашан» был оштрафован российскими санитарными инстанциями на 25 миллионов рублей за несоблюдение срока годности товаров при выставлении их на полки, а также за неточности при наклейке этикеток (Les Echos, 17.09.). С точки зрения редакции газеты, которая, похоже, цитирует мнение одного из руководителей «Ашана», «речь идет не о придирках, а о дотошных проверках».
Но, вопреки проблемам, отмечает журналист Эмманюэль Гринспен (Emmanuel Grynszpan), французские предприятия продолжают инвестировать в Россию, заменяя дорогих иностранцев на более бюджетные российские кадров и не обращая внимание на санкции и различные нападки (Le Figaro, 12.09.). Из успешных историй можно привести финансовую группу компаний Vinci, ответственную совместно с Мостотрестом за строительство двух очередей скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и за платную автостраду на юге России, а также группу Total.