Страховщики надеются усовершенствовать новые правила. Фото: krainamriy.kiev.ua
Регулятор страхового рынка с 1 сентября намерен ужесточить требования к качеству резервов страховщиков.
"Результаты работы компаний за прошлый год и первый квартал 2015-го показали, что большая часть активов страховых компаний, включая резервы, некачественны", — сообщил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов, пишет "Капитал".
К примеру, анализ размещения страховых резервов на банковских депозитных счетах показал, что в десятку самых популярных среди страховых компаний банков входят финучреждения, размер капитала которых составляет всего 1-1,5 млрд грн.
"И в таких маленьких банках некоторые страховщики размещают свыше 0,3 млрд грн. Это же огромный риск", — говорит Залетов.
Еще больше подвержены рискам страховые резервы, размещенные в ценных бумагах украинских компаний. Речь идет, по словам гендиректора ассоциации "Страховой бизнес" Людмилы Белошицкой, о 50% всех резервов страховых компаний и 70% всех активов.
"Осуществляя схемные операции, страховщики накопили огромные ресурсы в виде „мусорных", не имеющих рыночной стоимости, ценных бумаг. Чтобы избавиться от них страховщикам понадобятся средства и время", — считает экс-член Нацкомфинуслуг Сергей Бирюк.
Мусорный ветер
Ни того, ни другого у страхового рынка пока нет. Планируется, что подготовленный Нацкомфинуслуг проект распоряжения "Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг Украины" будет принят уже 1 сентября 2015 года. Этот документ должен внести ряд существенных изменений в правила размещения страховых резервов.
Например, регулятор хочет, чтобы в акции украинских эмитентов страховщики могли размещать не 30%, а всего 10% резервов. Зато в гособлигации Украины — не менее 25%.
"Мы категорически против того, чтобы регулятор ставил нижнюю планку для резервов. Это незаконно, потому что является принуждением к выбору определенного финансового инструмента в размере, не менее 25%", — считает гендиректор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Это мнение разделяет и председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. По его словам, после кризиса 1998 года регулятор, наоборот, даже ввел ограничение на объемы ОВГЗ в резервах страховщиков, так как тогда многие компании резко потеряли ликвидность из-за больших вложений в государственные ценные бумаги. "Поэтому предложенная норма о 25%-м обязательном объеме покупки гособлигаций не может быть принята, так как наше государство не несет ответственности за выполнение обязательств перед страховщиками", — уверяет Черняховский.
Страховщики также против ориентации на оценку рейтинговых агентств Украины при размещении резервов. Регулятор, к примеру, планирует обязать страховые компании делать вклады в банки, кредитный рейтинг которых по национальной рейтинговой шкале не ниже "А-". Сегодня рейтинговые оценки для этого не нужны. По мнению Третьяковой, если нельзя обойтись без рейтинговых агентств при размещении резервов, то нужно хотя бы ограничить количество "оценщиков" и повысить требования к ним.
Не нравятся страховщикам и новые подходы к резервам, представленным в качестве премий по внутреннему перестрахованию. Если сегодня размер таких премий достигает 20%, то в новом документе они не должны будут превышать 3% в отношении каждого перестраховщика-резидента, который к тому же обязан быть с 10-летним опытом работы и иметь рейтинг надежности не ниже "uaA-". "При внутреннем перестраховании нельзя рассматривать рейтинговые агентства, как панацею", — уверена Третьякова.
Но можно понять и регулятора — перестрахование внутри страны является одним из самых "схемных" видов бизнеса, с помощью которого из экономики Украины ежегодно выводятся миллиарды гривен.
Время покажет
В целом, страховщики согласны с тем, что требования к резервированию нужно ужесточить."Суть надзора заключается в том, чтобы рынок был платежеспособным", — напоминает президент ЛСОУ Александр Филонюк.
Но они просят комиссию дать больше времени для улучшения качества резервов, приняв новое распоряжение не в сентябре 2015-го, а в январе 2016 года. "Это антикризисный план спасения рынка. Если его откладывать надолго, то никаких реформ может и не быть", — считает Залетов.
В свою очередь страховщики грозятся судебными исками к Нацкомфинуслуг, если их замечания к проекту распоряжения регулятор не учтет.