Переселенец Сухобойченко. Уехал в Варшаву во время аннексии Крыма и работает аналитиком
Украинцы, которые с началом войны переехали с Донбасса в ЕС, боятся проверок и депортаций. Их опасения связаны с чередой заявлений лидеров евростран об ужесточении законов по отношению к переселенцам. И хотя наши соотечественники чаще находятся в ЕС нелегально, а статус беженцев им почти не дают, люди боятся массовых проверок. Так, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что после того, как на Ближнем Востоке ситуация нормализуется, беженцы должны вернуться домой.
Она добавила, что, принимая беженцев, Германия не забывает о том, что у них есть только временное разрешение на пребывание в стране: "Мы должны сказать людям: это (убежище в Германии) временно, ожидаем, что после установления мира в Сирии и победы над ИГИЛ вы вернетесь на родину". Не исключают проблемы для украинцев и в украинском МИДе. "Ситуация достаточная сложная, и определенные ограничения уже есть. Речь идет о пограничном контроле, но это касается всех граждан", — говорит спикер МИДа Марьяна Беца.
Заробитчане тоже переживают. "Я работаю на стройке на севере Европы. Конечно, нелегально. Мы думаем, что из-за сложной ситуации с сирийскими беженцами начнутся общие жесткие проверки, которые добром для нас не закончатся", — рассказал нам Анатолий Г., уехавший из Тернополя. "Сегодня" узнала, как сложились судьбы украинцев, которые бежали от войны, и чем они занимаются в странах ЕС.
НАШИ. Дончанка София Малинина уехала с Донбасса в сентябре 2014-го. "Война меня кинула в Киев, стало понятно, что страна будет в тяжелом положении, — говорит София. — Таким молодым людям, как я, тяжело становиться на ноги после университета. Я поехала в Германию, живу в пригороде Мюнхена, работаю няней. Работа предоставлена в рамках спецпрограммы: я живу в семье, здесь же работаю, все легально. Уточню, что работу мне нашла сестра, которая здесь живет около года. Среди преимуществ — не плачу за аренду жилья, эта же семья оплачивает проезд, питание и карманные расходы в сумме около 300 евро (около 8 тыс. грн). Правда, это весь доход, зарплаты у меня нет. А вообще средняя зарплата в Германии сейчас около 2 тысяч евро. Для сравнения: например, хлебобулочные изделия стоят от 36 центов до 3 евро. Изначально я не хотела уезжать из Украины, но моя сестра уже находилась в Германии около 8—9 месяцев. Она уехала по молодежной программе и нашла совершенно случайно для меня место, так я и оказалась в Германии. В мае мой контракт подходит к концу, и у меня будет два варианта: домой или оставаться здесь. Еще окончательно не решила, но хочу остаться".
Наша соотечественница говорит, что заявления немецких властей об ужесточении мер ее не пугают. "Мне скрывать нечего. Я понимаю позицию власти — много приехало различных сомнительных личностей. Пусть проверяют, нам будет спокойнее жить. Сейчас немцев больше напрягают сирийцы. Например, в новогодние праздники центральный вокзал Мюнхена был закрыт с 1:00 до 4:00 из-за угрозы теракта".
Еще один украинец, крымчанин Сергей Сухобойченко, рассказал "Сегодня" о своем переезде в столь популярную среди наших соотечественников Польшу. "Эмигрировал в марте 2014-го, т. е. уехал за неделю до того, как в Крыму прошел "референдум", — говорит Сергей. — Это были дни затишья, когда не было никакой информации в СМИ, когда люди остались один на один со своими проблемами. Почему я уехал? Это целая цепь событий. Накануне, в декабре, было арестовано оборудование телекомпании, в которой я работал, затем события начали идти более стремительно, сбежало руководство".
О своей жизни в Польше Сухобойченко говорит так: "Отступать некуда. Некоторые, конечно, уезжают обратно, потому как здесь не так легко, как кажется. Идет борьба за выживание, здесь нет лентяев. По статистике, остается лишь около 5% мигрантов, остальные уезжают. Но я скажу так: люди уезжают не потому, что хотят уезжать, они просто не проходят адаптацию. Это и связи, и многое другое. Знаю многих крымчан, которые выехали обратно. Я здесь работаю в сфере аналитики и журналистики". О быте Сергей рассказывает, что на досуге катается на уникальном велосипеде, на том, на котором с Донбасса в Польшу приехал его коллега Александр Якущенко. Последний работал в Славянске учителем украинского языка, но был вынужден выехать. Границу пересекал на двухколесном транспорте. "Саша нормально адаптируется здесь", — говорит Сухобойченко. По его словам, средняя зарплата украинцев — около $900, однако львиная доля уходит на аренду жилья.
Эксперт: "будут депортировать"
Эксперты прогнозируют, что жестких мер украинцы на себе не испытают, но проблемы у переселенцев все же возникнут. "В Европе сейчас четко разделяют, кто имеет право на статус беженца, а кто нет. Есть информация о том, что ряд стран собираются депортировать несколько тысяч тех, кто приехал в ЕС за статусом беженца, а на самом деле не имеет на это права. Это касается и украинцев, 99% наших соотечественников не имеют права на такой статус, Украина в списке безопасных стран", — говорит эксперт аналитцентра CEDOS Андрей Солодько.