Один из самых оригинальных и выразительных людей музыки.
Вчера в Нью-Йорке скончался культовый британский рок-музыкант Дэвид Боуи — ему было 69, а причиной смерти стал рак, с которым артист боролся последние полтора года. Как сообщил пресс-секретарь Боуи, в этот момент рядом с ним были его родные.
ВНЕЗАПНО. Потеря застала фанатов врасплох, ведь лишь четыре дня назад, в свой день рождения, Дэвид презентовал новый альбом, а за день до этого — видео на песню Lazarus. Музыкант решил держать марку до конца и соответствовать своему энергичному образу во что бы то ни стало: о его онкологии знали только самые близкие. Осознавая, что он все же проигрывает бой с болезнью, Боуи записал своеобразное прощальное сообщение-клип: "О, я стану свободным, как та синяя птица. О, я стану свободным. Разве это не в моем духе?". В клипе Боуи предстает в двух образах — прикованного к кровати пациента с завязанными глазами и призрака из шкафа, который выбирается оттуда, чтобы записать все свои воспоминания в тетрадь. Еще позавчера эту работу можно было трактовать, как усталость Боуи от сцены, пересмотр ценностей, но настоящий и, бесспорно, прощальный смысл этих слов стал ясен только сейчас.
ЭКСПЕРИМЕНТАТОР. Большая сцена узнала о чудаковатом музыканте Дэвиде Боуи в конце 60-х: тогда его хит Space Oddity впервые зазвучал из британских радиоприемников. На волне первой славы Боуи стал активно записывать новые песни и с головой окунулся в эксперименты, благодаря чему и получил популярное прозвище "хамелеон рок-музыки". Так, с начала 70-х он назвал себя Зигги Стардастом (перевод этой выдуманной Боуи фамилии — "звездная пыль") и объяснял, что он — тот, кто сможет спасти планету от Армагеддона и просветить людей при помощи рок-музыки. Но Боуи был настолько неординарной личностью, что быстро начинал скучать, когда задерживался в одном амплуа, и потому уже через несколько лет предстал в другом обличии — в образе Изможденного Белого Герцога. Тогда Боуи сыграл Ньютона в фантастическом фильме "Человек, который упал на Землю", взял этот образ за основу и расширил его: получился холеный, одетый с иголочки интеллигент, за душой у которого ничего нет. Далее он экспериментировал с цветом волос, одеждой, музыкальными стилями, и к 80-м стал кумиром уже миллионов меломанов со всей планеты. На некоторое время он переехал в Берлин, где снимал квартиру с Игги Попом и записал одну из своих самых популярных песен — Heroes. Именно ее позже перепевали Blondie, Oasis, Apocalyptica, Билли Престон, Питер Гэбриэл, Bon Jovi и десятки других исполнителей.
САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ. На протяжении своей карьеры Боуи продал более 136 миллионов пластинок, благодаря чему вошел в десятку самых успешных артистов в истории поп-музыки Великобритании. Шесть его пластинок входят в список "500 величайших альбомов всех времен" по версии журнала Rolling Stone. Когда один британский таблоид решил опросить исполнителей самых разных направлений и возрастов о том, кто оказал наибольшее влияние на их творчество, большинство из них ответили, что этим артистом был Боуи. При жизни он лавировал от стиля к стилю (фолк, соул, альтернатива, глэм-рок, психоделический рок), но при этом выработал собственное узнаваемое звучание — стоило услышать две-три композиции музыканта, чтобы потом узнавать его в любом жанре. Именно эта самобытность покорила Шер, Элвиса Пресли, Фредди Меркьюри, Джона Леннона и многих других звезд, с которыми часто сотрудничал Боуи.
ЧЕЛОВЕК-НОЖ. Кстати, настоящее имя артиста — Дэвид Роберт Джонс. В 1966 году Дэвид, будучи поклонником Мика Джаггера, узнал, что эта фамилия в переводе со староанглийского означает "нож", и решил себе взять похожий "режущий" псевдоним. Он остановился на боуи — охотничьем ноже, названном в честь его изобретателя Джима Боуи (его воспел Тарантино в фильме "Бесславные ублюдки").
"Взгляни вверх, я в раю.
На мне раны, которых
нельзя увидеть, у меня
драма, которой не украсть.
Теперь все знают меня".
ПЛЕЕР ПАМЯТИ
Лучшее от Дэвида Боуи
HeroesАльбом Heroes
Вторая (после Rebel Rebel) наиболее перепеваемая композиция Боуи, которую он написал в Берлине. Она рассказывает о двух влюбленных, которые встречаются в тени "стены позора". Вдохновлялся Боуи тайной встречей у Берлинской стены своего продюсера и его любовницы.
Life on Mars?
Альбом Hunky Dory
В 1968 году Боуи написал свой текст на музыку песни Comme d’habitude. В то время Пол Анка купил права на оригинальную версию и переписал ее в My Way, прославившую Фрэнка Синатру. Успех версии Анки побудил Боуи написать Life on Mars? как пародию на запись Синатры.
Let’s Dance
Альбом Let’s Dance
Хит, соответствующий своему названию и зазывающий танцевать до упаду. Боуи сочинил ее под сильным влиянием продюсера Нила Роджерса и его группы Chic, и потому тут акцент — на бас-гитару. Эта запись, пожалуй, была самой коммерческой у Боуи в 1980-х.
ChangesСингл
Эту песню Боуи сочинил как пародию на песенки из ночных клубов и не придавал ей особого значения. Поэтому он был немало удивлен, когда эту песню стали подпевать на концертах, а затем композиция стала хитом. Кстати, в конце песни на саксофоне играет сам Дэвид.
The Man Who Sold the World
Вместе с некоторыми другими записями на одноименном альбоме эту часто сравнивали с мистическими и фантастическими произведениями Говарда Лавкрафта (родоначальника мифов Ктулху). Эту песню также перепела Nirvana, которая исполняла ее вплоть до гибели Кобейна.