Авторизация

Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)
Недавно Украине вернули несколько важнейших памяток культуры.

Когда-то острый вопрос возврата культурных ценностей сейчас немного утих. А ведь Украина в советское время лишилась огромного количества бесценных сокровищ! К сожалению, сейчас государство меньше занимается этим вопросом. О том, что мы утратили, что удалось вернуть и какие спорные предметы искусства находятся в Украине, нам рассказали старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Сергей Кот и заместитель директора музея Богдана и Варвары Ханенко, культуролог Анна Рудик.
НАЧАЛО ГРАБЕЖА: ИМПЕРСКАЯ РОССИЯ
По законам того периода, все, что было найдено на территории Украины и имело какую-то культурную или историческую ценность, отправлялось в Эрмитаж или Московский исторический музей. А то, что не стоило внимания (по мнению археологов тех времен), — переплавлялось и уничтожалось. Правда, иногда артефакты от гибели спасали местные музеи, черный рынок и частные коллекции. Поэтому сокровища скифских курганов теперь выставлены в российсиких музеях, но при этом место, где эти экспонаты были найдены, даже не указывается. Например, в экспозиции Эрмитажа сейчас находятся серебряная амфора из кургана Чертомлык и золотой гребень из кургана Солоха (захоронения, расположенного недалеко от Никополя на Днепропетровщине).
Когда речь заходит о возвращении ценностей, то чаще всего говорят о козацких булавах, клейнодах, грамотах, бунчуках и прочем. Ведь для украинцев это, в первую очередь — символы воли и независимости, поэтому неудивительно, что они хранятся в запасниках Эрмитажа и других музеев РФ, и на широкое обозрение не выставляются. А попали реликвии туда в качестве трофеев: когда запорожцы отбивали черноморское побережье от турок, российская армия захватила Сечь, разрушила ее и вывезла сокровища. При этом, с точки зрения России, это — военные трофеи, потому все справедливо.
Впервые серьезно о возвращении наших ценностей заговорил Михаил Грушевский после создания Украинской Центральной Рады в 1917 году. И Совнарком как бы даже согласился отдать (правда, ничего вернуть не успели). А потом вывоз национальных сокровищ стал еще масштабнее.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Гребень из кургана Солоха. Найден в 1913 году неподалеку от Никополя, сейчас хранится в Эрмитаже.
МЕНЯЛИ НА ЕДУ: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Во времена СССР очень многие украинские ценности перекочевали в музеи РФ. Например, совсем недавно, в 2000 г. в Эрмитаже проходила крупнейшая международная выставка исламского искусства — ее символом стала скульптура "Ширванский водолей" 1206 г. По официальной информации, этот "акваманил" был музею подарен. На самом же деле, бесценная статуэтка была вывезена из музея Богдана и Варвары Ханенко, как и многие другие произведения искусства. Тогда, в 1928 г. в музее начала свою работу комиссия Госторга, цель которой была отобрать предметы искусства для продажи на зарубежных аукционах, а за вырученные деньги купить продовольствие для голодающей молодой страны. Что-то продали, а вот "Водолей" стал украшением Ленинградского музея. Анна Рудик рассказывает: "У нас есть все документы о том, что "Водолей" был отобран незаконно". Но когда в 30-е годы подняли вопрос о возвращении сокровища, тогдашний директор ответил: "Ну что вы, эта вещь достойна только Эрмитажа". В музее Лос-Анджелеса хранится еще одно сокровище из коллекции Ханенко: "Адам и Ева" Лукаса Кранаха Старшего, который был продан на аукционе за $3 тыс. Его также отобрали из музея. Сейчас стоимость этой картины исчисляется миллионами долларов.
ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ. Второй вариант "отжима ценностей" был хитрым и простым: экспонаты брали "временно" на выставку, а потом не возвращали. Именно так Украина потеряла бесценную мозаику "Дмитрий Солунский" из реликвий Михайловского Златоверхого. Сергей Кот рассказал об исследовании, которое он провел со своим коллегой, искусствоведом Юрием Коренюком: "В Киеве до сих пор хранятся акты о передаче этих ценностей, с печатью Третьяковской галереи. Для московской выставки, посвященной 750-летию "Слова о полку Игореве" в 1938 г. отбирали целый ряд предметов из Украины, которые обязывались, согласно бумагам, вернуть через три месяца. Украина вспомнила о пропаже только в 1941 г., незадолго до начала войны — когда планировали создать большой музей украинского монументального искусства. Началась долгая переписка с Третьяковкой (эти письма до сих пор хранятся в ее архивах) с просьбой вернуть, но в ответ получили отказ. Мол, у нас больше нет подобных памяток домонгольского периода, и если мы их отдадим, то у нас будет неправильно показана история Древней Руси (обратите внимание — не Киевской)" Т. е., фактически Украина имеет доказательную базу для того, чтобы вернуть эти сокровища домой, но никто этим сейчас не занимается".
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Ширванский Водолей. Пример культуры иранского Средневековья отлит в один прием, что является большой редкостью.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Дмитрий Солунский. Считается одной из лучших сохранившихся мозаик Михайловского Златоверхого Собора. Находится в Третьяковке.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Адам и Ева. Шедевр Лукаса Кранаха Старшего, заваленный землей и хламом, обнаружили случайно.
ЭШЕЛОНЫ С ИСКУССТВОМ: ВТОРАЯ МИРОВАЯ
В период Второй мировой эшелоны, доверху наполненные бесценными полотнами, ездили по миру — вначале фашисты целенаправленно паковали предметы искусства и прочие артефакты и вывозили с оккупированных территорий. Позже победители тоже вывозили из Германии все, что могли. После войны был довольно длительный и сложный процесс реституции культурных ценностей. Существовали договоренности четырех союзников: Советского Союза, Америки, Англии и Франции. Согласно лондонской декларации от 5 января 1943 года, все изъятые фашистами ценности должны были вернуться к своим законным собственникам, даже если они формально считались "куплей-продажей". После войны была проведена колоссальная работа на территории Германии по сбору всех культурных ценностей, вывоз которых можно было подтвердить документально: проводились проверки, идентификация и передача владельцам. Но, к сожалению, нашлось не все и многое вернули не тем. Огромное количество шедевров, формально возвращенных Германией СССР, домой в Украину так и не доехали, а остались в российских музеях. Многие реликвии пропали навсегда. Например, колоссальная коллекция икон (более 700), вывезенная из разных церквей и музеев с территории нашей страны, исчезла бесследно. Формально считается, что она была сожжена, но эксперты уверены, что это все мистификация и они где-то спрятаны. Бесследно исчезла и большая часть коллекции из фондов музея Западного и Восточного искусства им. Ханенко, вывезенная нацистами. Единицы экспонатов вернулись, но это случайность — они были обнаружены на выставках и аукционах.
ИСТОРИЯ КОМИССИИ
Историк Сергей Кот рассказал о создании национальной комиссии по розыску и возвращению в Украину культурных ценностей, в работе которой он принимал участие: "Вопрос о возвращении утерянных культурных сокровищ поднимался в Украине еще до ее выхода из СССР. Еще во времена Советского Союза в нашей стране при Минкульте была создана Республиканская комиссия по поиску и возврату культурных ценностей, в которую вошли лучшие ученые Украины. После провозглашения Независимости эта тема по актуальности была сравнима только с разделом Черноморского флота. Мне посчастливилось быть одним из тех, кто предложил создать национальную комиссию как государственный орган (Указ президента вышел в 1992 году) и принимать в этом непосредственное участие. На тот момент это был культурный прорыв — ни в одной стране СНГ не было ничего подобного. Наша страна уделяла этой проблеме такое внимание, что комиссия имела полномочия министерства. К сожалению, впоследствии ее статус был понижен, но она все еще оставалась отдельным госорганом. А затем в 2000 г. комиссия была "оптимизирована", а ее функции переданы новосозданному органу "Госслужбе контроля за перемещением культурных ценностей через границу Украины". Этими вопросами занимался всего один человек, но и эту службу ликвидировали в 2013 г. Как всегда бывает при реорганизациях, были потеряны не только специалисты, которые имеют опыт, но и утрачен комплекс документации: она оказалась в разных архивах. А нарабатывался опыт 20 лет. И в случае возрождения такой службы, все придется начинать с нуля. К сожалению, у нас нет государственной воли на то, чтобы вернуть какие-то ценности, а ведь сделать это вполне реально".
ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ
Несмотря на все трудности, некоторые реликвии все же возвращаются в Украину. Например, Россия в 2001—2004 гг. передала 11 фресок из Эрмитажа музею истории Михайловского Златоверхого собора. Переговоры длились около 10 лет и увенчались успехом, но это, к сожалению, единственное, что удалось вернуть из РФ. Если говорить о других странах, то пиком сотрудничества стали 90-е. Сергей Кот рассказывает: "Украина передала Германии посмертную маску Гете, три альбома гравюр ХVIII в. из Дрезденской картинной галереи, "архив Баха" и проч. В то же время немцы начали возвращать трофеи, которые были вывезены из Украины. Например, Национальная историческая библиотека пополнилась более чем 700 книгами. Некоторые немецкие деятели за свой счет выкупали грамоты времен Петра I, картины и затем отправляли их в украинские музеи и библиотеки. Коллекцию из более 80 предметов, вывезенную из Херсонского историко-археологического музея, Германия также вернула. Совсем недавно музей Богдана и Варвары Ханенко снова обрел картину Корнелиуса Пуленбурга "Аркадский пейзаж", утраченную во время нацистской оккупации Киева. Ее идентифицировали сотрудники музея, а украинский меценат выкупил и вернул шедевр в родные стены. Но это всего одна картина из 500 полотен, потерянных музеем в тот период.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Генетическая память. Возвращение сокровищ произвело фурор.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

По доброй воле. Россия согласилась отдать лишь 11 фресок.
Как мировое общество разбирается со "спорными сокровищами" — украденными или незаконно проданными культурными ценностями (фото)

Аркадийский пейзаж. Бесценное полотно вернулось в родную гавань.
СПОРНЫЕ ЦЕННОСТИ У НАС
Украина тоже хранит спорные ценности. Например, в 2008 г. в Крыму была открыта выставка картин. Оказалось, что 87 из них были вывезены из конкретных немецких музеев. "Проблема идентефикации спорных предметов искусства еще и в том, что очень много неоткрытых фондов и мало кто в курсе, что же там хранится", — объясняет Сергей Кот.
А, например, Польша официально ставит вопрос о том, что все, что было в музеях Львова из довоенных коллекций должно быть передано ей. Но музеи были во Львове и там же остались, а территория была присоединена к Украине согласно международным договорам. Такие претензии вызывают протесты музейщиков: "Украина довольно много возвращает ценностей, причем в большинстве случаев по доброй воле. Но и мы должны не только отдавать. Например, в России принят закон, что все "трофейное искусство" принадлежит государству. Наше правительство тоже должно позаботиться о нашем культурном наследии", — считает Анна Рудик.
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка