Лилль. В первую субботу сентября суда съезжаются торговцы и покупатели со всей Европы. Все фото: В. Розендаал
В борьбе за туриста города Европы придумывают самые разнообразные развлечения и мероприятия. Особенно удачливым в этом плане оказался небольшой город Лилль на севере Франции: местная "барахолка" стала настолько популярной, что в какой-то момент получила звание "самой большой в Европе"! Каждый год сюда съезжаются миллионы туристов в поисках различных диковинок, антикварные эксперты и перекупщики. В этом году на знаменитом рынке побывал и корреспондент "Сегодня".
Продавец. Приехал с ночи, чтобы занять удобное место
ЛЮБОВЬ К ДРЕВНОСТИ. В Старом Свете, как называют Европу, считается, что вещь с историей лучше новой, так как в ней "есть душа". Поэтому люди часто покупают в свои дома "повидавшую жизнь" мебель или годами отказываются от ремонтов. А если уж делают ремонт дома, которому десятки и десятки лет, то стараются сохранить все в первозданном виде.
Braderie (в переводе — "распродажа") в Лилле появилась очень давно. Как записано в городской летописи, первая такая распродажа на площади прошла еще в 1127 году. В средневековье она проходила в виде местной ярмарки на площади, где слуги "распродавали" ненужные вещи своих хозяев. В том виде, в котором "барахолка" существует сейчас, она появилась в 1850-м и с каждым годом разрастается. Теперь торговцы со своим товаром занимают практически весь город, а протяженность стендов, по разным оценкам, составляет от 100 до 200 км! Европейцы, известные своей любовью к блошиным рынкам, забивают дату "первые выходные сентября" заранее, ведь именно в этот день проходит Braderie.
Чтобы было легче нести покупки
За день пройти всю "барахолку" практически невозможно, поэтому многие остаются с ночевкой до воскресенья. Профессиональные "барахольщики" берут с собой даже тележку на колесиках — чтобы не носить купленное целый день в руках.
НА МЕСТЕ. Несмотря на ранний выезд из дома, на подъезде к Лиллю нам приходится стоять около 40 минут в пробке. На машинах в основном номера Франции и соседних стран — Нидерландов, Бельгии и Германии. Заехав в город, возникает другая проблема: нет свободных мест на парковке. "Ставьте, где видите, главное — дорогу не перекрывайте. Сегодня город забит под завязку, вы хорошего места не найдете. Но не переживайте, сегодня полиция не будет штрафовать. Каждый год мест просто не хватает, и они это понимают", — советует нам прохожий местный житель.
В итоге бросаем машину на окраине. В город в этот день на собственном транспорте нельзя: люди передвигаются на метро или пешком, а для автотранспорта вся центральная часть перекрыта. Спрашиваем у прохожего направление к "барахолке". "Вы идите, куда все — не промахнетесь! Барахолка по всему городу рассыпана. Я сюда каждый год езжу. У меня хобби такое: покупаю всякие старинные вещицы, реставрирую — и перепродаю. В прошлом году на одном только столе 200 евро заработал! Но я не профессионал. А есть такие, кто по нескольку тысяч евро за поездку могут поднять", — делится с нами попутчик, когда мы спрашиваем, что он хочет купить.
И ЗДЕСЬ ЛЕНИН. Войдя в центральные кварталы города, возникает ощущение карнавала. По улицам ходят толпы людей, играют уличные музыканты, продают еду… И все это — в окружении гор различных товаров.
Профессиональные торговцы занимают места с ночи, чтобы устроиться поудобнее. "Мы приехали на своем караване, там же и спали. А место заняли еще с вечера пятницы", — рассказывает торговка Жанет из Бельгии, продающая "винтажные" платья. За место платить, по ее словам, не надо: город зарабатывает на ресторанах и отелях, а местные лавки выигрывают за счет наплыва туристов.
На рынке можно найти миллионы самых разнообразных товаров: предметы быта (особой популярностью пользуется старинный кухонный инвентарь — бидоны, сита и корыта), горы посуды, подсвечников, статуэток, часов, старые поржавевшие инструменты, мебель, ключи, древние велосипеды, мопеды и тележки, ну и множество вещей, назначение которых даже сложно угадать с первого взгляда.
В основном свои товары продавцы, как и принято на "блошках", отдают по дешевке. Но есть вещицы, стоимость которых нас поразила. Так, очень старые лыжи с ржавым креплением и полуразрушенной деревянной основой хозяин выставил за 500 евро. На вопрос "Почему так дорого?", ответ получили стандартный: "Раритет!". "Такие купят, чтобы для красоты где-то в баре поставить. Понятно, что на них уже не поедешь", — поясняет владелец.
Дальше видим полуразрушенную маленькую лестницу, куда обычно ставят кукол. Цена шокировала — 1300 евро! Владелец уверял, что его товару 150 лет, потому так дорого. Мопед марки "Пежо" 1936 года продавали за 1700 евро — притом что новый можно купить за 1000 евро.
Попадались на "барахолке" и советские предметы. Так, за военную форму 1940-х годов со значком Ленина просили 400 евро. В Европе советская символика, в отличие от Украины, не запрещена, и эти предметы не вызывали никаких возражений. А вот нацистские предметы, которые "накопали" в горах хлама французские журналисты, вызвали небольшой скандал в местной прессе.
Приметно, что к всеобщей "барахолке" в городе присоединяются даже дорогие магазины и бутики, которые не хотят выделяться из общего настроения: их владельцы выставляют на улице напротив своих витрин картонные ящики, куда небрежно бросают товары, устанавливая на них огромные скидки. Поэтому на "барахолке" можно купить кожаные новые сапоги за пять-семь евро. Ну а вещи б/у продают еще дешевле — тем более что для многих европейцев не считается зазорным носить секонд-хенд, если он имеет товарный вид. Также на лилльской "барахолке" можно найти и много новых вещей — от китайских дешевых товаров до эксклюзивных дизайнерских платьев.
Чайнички и старые телефоны
МУЗЫКА И МИДИИ. Но "Брадери" — это не только "шопинг": ночью здесь в честь ярмарки начинаются уличные гуляния. В разных уголках города проходят концерты, а местные рестораны до утра угощают фирменными блюдами. В дни "барахолки" в местных барах и ресторанах не протолкнуться! Особой популярностью пользуется местное блюдо из мидий: деликатес из Северного моря подают прямо в огромных кастрюлях (цена 10 евро), а рестораторы гордо выкладывают возле своих дверей гору ракушек.