"Съемочная площадка".
В последние пару лет появляется все больше сообщений о том, что украинцы прошли очередной этап испытаний и снова остались в списке претендентов для первого полета на Марс. У этих людей охотно берут интервью, расспрашивают о мотивах участия. Что неудивительно, ведь речь идет о путешествии в один конец: по задумке инициаторов, никто из тех, на кого падет окончательный выбор, в случае реализации проекта уже никогда не вернется на Землю. Именно в этом заключается необычность проекта Mars One. В феврале 2015 Mars One завершил 3-й этап отбора кандидатов на полет на Марс, сузив число претендентов до 100 человек.? Среди них и украинский инженер Сергей Якимов. Однако в последнее время о затее, наделавшей немало шума, все больше говорят не иначе как о банальном мошенничестве. И в доказательство приводят довольно веские аргументы.
Бас Лансдорп — инициатор.
Джозеф Рош вынес сор из избы.
СУТЬ ДЕЛА: БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
Проект или, как сейчас модно говорить, стартап Mars One (рус. — "Марс-1") — инициатива голландского инженера Баса Лансдорпа. По словам самого Лансдорпа и его единомышленников, они не являются аэрокосмической компанией, способной производить или запускать космические аппараты. Они намерены лишь найти финансирование для осуществления проекта. Все, что связано с практической реализацией, будет отдано субподрядчикам. Срок реализации — до 2035 г.
План действий следующий: до 2015 г. — отбор кандидатов; начиная с 2020-го на Марс будут отправляться корабли с исследовательскими аппаратами и грузы для будущей колонии; 2027 г. — посадка на планету корабля с четырьмя землянами. С 2028 по 2035 г. через каждые пару лет на Марс станут прибывать по четыре новых колониста.
Уже на первых этапах проект стал заметно буксовать. Пока что удалось только отобрать кандидатов. Речи о начале их подготовки пока даже не возникает.
Интерьеры будущей станции.
ЗАЧЕМ ОГОРОД ГОРОДИТЬ. Пилотируемая экспедиция на Марс сейчас активно обсуждается. Более того, пока теоретики пытаются оценить аспекты предприятия, практики уже создают ракеты, оборудование и снаряжение, учатся бороться с медицинскими проблемами.
Трудности, которые предстоит преодолеть пилотируемой экспедиции, многочисленны, а некоторые из них выглядят пока что непреодолимыми. Здесь и выведение на околоземную орбиту тяжеленного космического корабля (нужно несколько стартов самых больших ракет, которые есть у землян), и создание жилищ, обеспечивающих сносное и безопасное пребывание людей в весьма негостеприимных условиях Марса.
Но одна из ключевых проблем — старт с поверхности Марса и возвращение назад на Землю. Это крайне сложная технически и затратная в плане экономики часть марсианской экспедиции.
Инициаторы Mars One как раз и предлагают отказаться от обратного пути. Их рассуждения базируются на покорении Америки и Австралии европейцами. Первые поселенцы отправлялись к заморским берегам с минимумом снаряжения, изначально не намереваясь возвращаться. Им довелось перенести массу лишений, многие из них погибли. Но они создали базу для массовой колонизации.
Фантазия. В эскизе вездехода угадываются мотивы вестерна, но нет серьезной проработки темы.
ФИНАНСОВЫЙ КОНФУЗ: ПРИШЛОСЬ ТОРГОВАТЬ СУВЕНИРАМИ
Сомнения в серьезности начинания возникли с самого начала. Даже бюджет затеи выглядит каким-то несерьезным. NASA, специалистов которого никак нельзя назвать дилетантами, оценивает колонизацию Марса в $100 млрд. Баса Лансдорп обещает вложиться "всего" в $6 млрд.
СКУЧНОЕ РЕАЛИТИ. Начнем с того, что организаторы хотят превратить все этапы в реалити-шоу наподобие тех, которыми телевизионщики потчуют непритязательную аудиторию. А с продаж права на трансляции получать деньги на реализацию Mars One. То есть, по их предположениям, зрителям будут интересны все перипетии проекта — от начала подготовки кандидатов до их жизни на Марсе. Только остается непонятным: не надоест ли обывателю однообразное действо, длящееся десятки лет? Программы, посвященные масштабным событиям, и в самом деле приносят много денег, однако они коротки и насыщенны действием (хороший пример — Олимпийские игры). Ничего подобного в случае с Mars One не предполагается. Вы будете каждый вечер бежать домой, чтобы узнать, что произошло за день на МКС? Вряд ли… Потому что все там идет по накатанной годами колее. Провал переговоров Mars One с крупной медийной компанией Endemol подтверждает приведенные опасения.
МЕЛКОЕ ЩИПАЧЕСТВО. Сильнейший удар по репутации Mars One нанесло интервью Джозефа Роша — физика из Ирландии, вошедшего в сотню претендентов на первый полет. Он разоблачает финансовую и организационную несостоятельность затеи. Профессор-астрофизик заявил, что организаторы просто выбивают деньги из самих кандидатов. "Проходя процедуру отбора, вы получаете бонусы. Но единственный способ набрать таковые — покупать товары под маркой Mars One или жертвовать деньги фонду… Финалисты очередного этапа получили рекомендации по общению со СМИ. Там говорится: "Если вам предложили гонорар за интервью, мы просим пожертвовать 75% от него Mars One", — рассказал Рош. Иными словами, инициаторы занялись тем, что наскребают деньги на продаже сувениров. Плюс взносы претендентов на участие — они составляли примерно $16 с носа. Если верить словам Лансдорпа, первоначальное число желающих стать колонистами равнялось 200 тыс. человек. Хотя тот же Рош озвучил число в 10 раза меньшее — 2700.
Яблони на Марсе. Никто не знает, смогут ли там жить деревья.
МНОГО ДИЛЕТАНТИЗМА
Наблюдателей со стороны и участников смущает крайне небрежная и непрофессиональная процедура отбора и тестирования участников. По словам все того же Роша, вместо дотошного личного интервью и прохождения множества тестов "главный медицинский специалист" проекта пообщался с ним 10 минут по Skype, задал общие вопросы о Марсе. О медосмотре речь не идет вообще. В то же время в США, например, человек должны иметь налет минимум 1000 часов, чтобы его вообще только рассмотрели как претендента на курс подготовки астронавтов.
Как подтверждение слов Роша — интервью с украинцами. Их участие в отборе оказалось таким же кратким и успешным. В сети много рассказывают о биографиях, рассуждениях о причинах выбора. Но о самом процессе отбора не говорится почти ничего. По одной простой причине — рассказывать нечего.
Наконец, важнейший момент: в мире сейчас нет техники, которая позволит реализовать даже начальный этап проекта. Мало того, что нет ракет-носителей нужной (то есть — огромной) грузоподъемности. Не существует даже в макетах жилых модулей, систем жизнеобеспечения, которые могли бы обеспечить нормальное существование землян в условиях Марса — атмосфера из углекислоты, жесткая радиация, перепады температур от -50 °С до +20 °С. Нет ясности и с тем, понадобится ли доставлять на Марс воду для колонистов. Иными словами — сейчас на Марс не то что лететь не на чем, а даже везти особо нечего.
Посадочный модуль. Не существует даже в чертежах.
СЛОВО В ЗАЩИТУ
У многих может сложиться мнение, что создатели Mars One — шарлатаны. Но надо отметить, что их проект выполняет важную миссию. Как бы там ни было, он будит интерес к познанию мира вообще и освоению космоса в частности. И не столь важно, отправится ли кто-то из участников к Красной планете. Зато из тысяч претендентов, критиков и сторонников наверняка появится с десяток инженеров и ученых, которые примут участие в подготовке реальных полетов, а то и сами отправятся к Марсу.