Российские эксперты заявляют о серьезном падении экономики. Фото: ТАСС
В апреле 2015 года падение реальных зарплат, частного потребления и инвестиционного спроса в России уверенно продолжалось. На это указывают статистика Росстата и аналитики ЦМАКПа, Всемирного банка, Сбербанка, ING Eurasia и РАНХиГ. Ни в квартальный рост ВВП в 2015 году, ни в возврат экономики к быстрому подъему в 2016-м эксперты не верят, ожидая, что экономический спад перейдет в затяжную стагнацию, пишет российский "Коммерсант".
Так, в апреле до 2,6% в годовом выражении ускорилось и сжатие потребления платных услуг, которые в марте просели на 2%, свидетельствует Росстат. Общее сокращение внутреннего спроса, по оценке ING Eurasia, составило 7,4% против 6,8% в марте 2015 года. Частное потребление в рознице в апреле сократилось на 9,8% (в марте — на 8,7%). Заметно быстрее стал снижаться спрос на непродовольственные товары. В ЦМАКПе считают, что с учетом сезонности их потребление за апрель по сравнению с мартом упало на 1,8%, тогда как в среднем за февраль--апрель падало на 1,4% в месяц. Потребление продовольствия с февраля по апрель снижалось на 1% ежемесячно. После резкого провала на 10% в январе потребление домохозяйств сокращалось на 3,1% в месяц в первом квартале и на 1,6% в апреле.
"Углубления падения нет, но плато еще не наметилось", — комментирует свои расчеты Игорь Поляков из ЦМАКПа.
Отношение выплат по накопленным банковским долгам к доходам домохозяйств в 2015 году стало рекордным — это объясняет отказ от новых потребительских кредитов. Падение реальных зарплат даже на фоне замедления инфляции в годовом выражении ускорилось с 10,6% в марте до 13,2% в апреле, а их номинальный рост снизился до 1%. Оценки ЦМАКПа свидетельствуют о стабилизации темпов падения показателя с 1,6% в среднем за первый квартал до 1,5% за апрель с учетом сезонности.
"То, что произошло с промышленностью и услугами в апреле, является чистым эффектом сокращения доходов. Индексации зарплат в бюджетном секторе в этом году не было, а индексация пенсий была недостаточной — основу потребительской корзины пенсионеров составляют продукты питания", — отмечает Сергей Улатов из представительства Всемирного банка.
Ни в квартальный рост ВВП в 2015 году, ни в V-образный отскок в 2016-м, которого ожидают в Минэкономики, опрошенные эксперты не верят и ждут выхода экономики на L-образную динамику к концу 2015 года — началу 2016-го при отсутствии дополнительных внешних шоков и неясных источниках роста.
"Мы привыкли ничего не делать, чтобы изменить текущую экономическую модель. Такими темпами скоро говорить о 4% роста в среднесрочной перспективе будет просто неудобно",— считает глава Центра макроэкономического анализа Сбербанка Юлия Цепляева.
Напомним, в то же время в Украине по итогам первого квартала ВВП рухнул на 17,6% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Главный экономический показатель снизился даже по сравнению с четвертым кварталом прошлого года – тогда ВВП в годовом измерении упал на 14,8%, а градус напряжения в Донбассе был практически таким же, как сейчас. В Госбюджете, кстати, заложено падение ВВП на 5,5% по итогам года.