Сорок лет назад в городе Радоме вспыхнуло первое антикоммунистическое восстание-
Статистическая служба Европейского союза (Евростат) сообщила, что в прошлом году граждане третьих стран получили рекордное количество разрешений на временное проживание в странах ЕС — 2,6 миллиона. На долю украинцев, уехавших искать лучшей жизни за рубежом, пришлось почти 20 процентов таких документов — около 500 тысяч. Большинство иммигрантов едут в Великобританию (633 тысячи) и Польшу (более 541,5 тысячи), а также во Францию, Германию, Испанию и Италию. Наши сограждане чаще всего отправляются в соседнюю Польшу, где в прошлом году украинцы получили более 430 тысяч видов на жительство.
Впрочем, польское направление предпочитают не только потенциальные иммигранты, но и туристы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество украинцев, въехавших в Польшу, выросло на 16 процентов и составило около 214 тысяч. Причем сюда не вошли те, кто лишь пересекал государственную границу. Ведь многие украинцы посещают соседнее государство в рамках малого приграничного движения или следуют транзитом в другие страны ЕС.
Спрос рождает предложение. И в Украину постепенно приходят польские перевозчики. Так, в октябре начали курсировать автобусы по новым маршрутам: Щецин — Черновцы (через Львов и Ивано-Франковск) и Познань — Херсон (через Львов, Тернополь, Винницу, Хмельницкий). А несколькими месяцами ранее было открыто регулярное авиасообщение Львов — Радом. Дважды в неделю между городами курсируют небольшие самолеты — всего на 32 пассажирских места. Цены, правда, «кусаются» — порядка 140 долларов за билет в оба конца, зато перелет длится всего час.
Власти Радома, небольшого городка, что в ста километрах от Варшавы, надеются, что у них появится больше туристов из Украины. Хотя город с населением около 220 тысяч жителей (немного меньше, чем в Шевченковском районе столицы) сложно назвать туристическим или историческим центром. На гербе этого небольшого провинциального городка начертан девиз: «Сила в точности». Возможно, это связано с тем, что на его территории находится крупнейший в стране оружейный завод. Тем не менее в историю Радом все-таки попал. Именно здесь 40 лет назад, летом 1976 года, вспыхнуло первое в Польше восстание против советской власти. Профсоюз «Солидарность» Леха Валенсы появился в Гданьске лишь четыре года спустя.
Искрой, из которой в Радоме разгорелось пламя народного возмущения, стало выступление тогдашнего премьер-министра Петра Ярошевича, который сообщил о грядущем повышении цен на продукты чуть ли не на сто процентов. И, как сказали бы сейчас, холодильник победил телевизор: на улицы вышли женщины, чьи мужья тяжело работали на промышленных предприятиях. Впрочем, поляки никогда не были замечены в особых симпатиях к советской власти и коммунистам. Видимо, планы властей просто переполнили чашу терпения.
Старожилы вспоминают, что разъяренные протестующие выбрасывали на улицы продукты из буфетов партийных учреждений, показывая, как жируют коммунисты. Потом участники протестных акций подняли польское национальное знамя… Местное руководство пообещало передать требования людей в Варшаву, однако вместо ответа в город прибыли усиленные подразделения спецназа. Несмотря на то что в акции принимали участие и рабочие оружейной фабрики, в городе никто не стрелял. Полицейским это категорически запретили, а протестующие тоже не стали применять оружие против своих.
Несмотря на достаточно сложные времена, Вторую мировую, в старом городе и прилегающих к нему районах сохранилось немало исторических памятников: старейший храм Радома — костел Святого Вацлава, построенный в ХIII веке, церковь святого Иоанна Крестителя, основанная еще королем Казимиром Великим, здание Ратуши, возведенное на рыночной площади в XIХ веке… В Радоме работает музей известного художника Яцека Мальчевского, родившегося в городе и часто приезжавшего сюда рисовать, а также недавно построенный на месте старой электростанции Мазовецкий центр современного искусства. Кстати, идея его создания принадлежит недавно ушедшему из жизни выдающемуся польскому режиссеру Анджею Вайде.
Все реставрационные работы и строительство новых объектов инфраструктуры финансируются за счет грантов Евросоюза. Но ЕС выделяет лишь до 70 процентов необходимых средств, остальное финансирование обеспечивает польская сторона, она же отвечает за строгий учет израсходованных денег. Примечательно, что львиную долю бюджета Радома составляют инвестиции. Ежегодно из городской казны выделяется пять миллионов злотых на реализацию лучших проектов развития города, предложенных гражданами. Летом здесь проводится много музыкальных праздников, крупнейшее польское авиашоу, а осенью — Международный театральный фестиваль имени Гомбровича и джазовый фестиваль. Так что Радом можно смело включать в планы знакомства с Польшей.
Приятно, что, в отличие от популярных среди туристов Варшавы и Кракова, жить здесь намного дешевле, к тому же исправно функционирует прямое автобусное и железнодорожное сообщение с культурными центрами. К примеру, снять в Варшаве небольшую однокомнатную квартиру (кавалерку) можно за полторы — две тысячи злотых (10—13 тысяч гривен) в месяц, а в Радоме это обойдется туристу от 540 до 1200 злотых (3,5—8 тысяч гривен). Как говорится, почувствуйте разницу. Для сравнения: минимальная зарплата в Польше составляет одну тысячу 850 злотых (чуть больше 12 тысяч гривен), а пенсия — 900 злотых (почти шесть тысяч гривен).
Автобусный билет из Радома до Варшавы стоит от 12 до 25 злотых (80—165 гривен), проезд в маршрутке — 18—25 злотых (120—165 гривен), поездом — около 25 злотых. Ежедневно все виды транспорта совершают порядка 120 рейсов. В сторону Кракова, расположенного почти в 200 километрах от Радома, — 23 рейса. Поездом туда можно доехать за 40 злотых (больше 260 гривен), а маршруткой или автобусом — от 20 до 30 злотых (130—200 гривен).
Туристу не составит большого труда добраться и до небольшого городка Шидловец, что недалеко от Радома. Там в левом крыле замка XV века, принадлежавшего знатным родам Шидловецких и Радзивиллов, сейчас действует крупнейший польских музей народных музыкальных инструментов. Порядка двух тысяч его экспонатов — это две трети народных инструментов, хранящихся в остальных польских музеях. Самые древние из них — калишские и мазовецкие басы XVIII века, а также тарапата (разновидность трещотки) XIX века. Кстати, копиями последних посетителям разрешается «потрещать» в свое удовольствие.
Собственно, сотрудники всех музеев, где побывали украинские журналисты, посетившие Польшу в рамках пресс-тура, инициированного Польской туристической организацией, постарались, чтобы каждая экспозиция не только давала посетителям максимум информации, но и содержала неповторимую изюминку. Так, в Этнографическом музее Варшавы решили, что людям скучно просто рассматривать старинную национальную польскую одежду, и договорились о сотрудничестве с владельцем крупной коллекции футбольной формы и аксессуаров. Таким образом, одна экспозиция объединила вещи, на первый взгляд, не сочетаемые. Например, юбки и женские головные уборы начала прошлого века с футболками игроков различных команд.
В Музее истории польских евреев «Полин» посетители не найдут ставших привычными экспонатов. «Полин» — музей-мемориал, чем-то напоминающий израильский Яд-Вашем, который хранит лишь информацию и память. С 2013 года Музей истории польских евреев работает в новом здании, которое построили на месте бывшего Варшавского гетто, где во время Второй мировой на территории площадью всего 2,5 квадратного километра ютились около полумиллиона евреев. Оккупационные власти выдавали им на карточки по одной буханке хлеба в… месяц. Взрослым, которые должны были обязательные иметь шестиконечные звезды на одежде, запрещалось покидать территорию гетто. За ограждение могли пробираться лишь дети до 13 лет, которые не носили опознавательные знаки. Так что зачастую именно они становились кормильцами семьи.
В конце Второй мировой фашисты сравняли гетто с землей, впрочем, как и практически всю Варшаву, включая исторический центр. Не избежал этой участи и Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя (Святого Яна) — самый древний католический храм польской столицы, включенный в список Всемирного наследия ЮНСЕКО. В 1939 году собор сильно пострадал во время бомбежек, а в 1944-м, во время Варшавского восстания, был разрушен. В память об этих событиях в стену восстановленного храма вмуровали фрагмент разрушившего его танка.
Начиненная взрывчаткой боевая машина, которой управляли дистанционно, въехала в храм и взорвалась. Расправившись с участниками Варшавского восстания, укрывавшимися в соборе, фашисты окончательно разрушили храм. В ужасной бойне уцелела только фигура Христа. Один из священников положил ее на пол, прикрыл одеждой и присыпал мусором. Фашисты, видимо, подумали, что это лежит кто-то из погибших…
Варшавский Старый город вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII —XX веками». Примечательно, что этот статус воспрепятствовал разрушению одного из зданий уже современной Варшавы. Речь идет о построенном в 1950 годы Дворце культуры и науки — точной копии университета в Москве. Автором идеи был Иосиф Сталин, чье имя и присвоили учреждению. Историки утверждают, что это был не просто подарок, а символ, преследовавший политические и идеологические цели — продемонстрировать всем советское главенство по эту сторону «железного занавеса», отделившего СССР и страны Варшавского договора от Запада.
Польские массмедиа писали, что вскоре после смерти Сталина здание хотели снести, усматривая в нем скорее символ советской оккупации, чем щедрый подарок дружественного народа. У дворца появились иронические прозвища: Pekin (от аббревиатуры PKiN — Paac kultury i nauki, кроме того, так назывался самый большой публичный дом в довоенной Варшаве) и Pajac («паяц» по звучанию похоже на paac «дворец»). Но пока в обществе шла дискуссия, дворец внесли в список ЮНЕСКО, и снести его уже было нельзя. Так что 42-этажный колосс, построенный в сталинском «готическом» стиле, стал одной из достопримечательностей центра польской столицы.