В субботу, 12 ноября, на Манхэттене прошла масштабная акция протеста против избрания Дональда Трампа президентом США. Демонстранты парализовали центр Нью-Йорка. Их действия ударили по выручке фешенебельных магазинов и ресторанов вдоль Пятой авеню, которая делит Манхэттен на восточную и западную части. Обычно, суббота — самый прибыльный день.
По словам организаторов акции, на участие в ней заранее записались около 10 тысяч человек. И хотя официально полиция оценила число демонстрантов вдвое меньше, по Пятой авеню маршировала внушительная толпа, растянувшаяся на несколько городских кварталов. Люди шли на север, к небоскребу «Трамп-тауэр», резиденции Дональда Трампа.
Изначально участники протестной акции собрались к полудню субботы на площади Юнион-сквер, где в 1940-х годах компартия США проводила первомайские митинги, в которых участвовали сотни тысяч людей. Теперь здесь располагается фермерский рынок с грудами овощей, а также домашними сырами, мясом, медом и вареньем, сообщает корреспондент Русской службы Би-би-си Владимир Козловский. Ниже приводим его репортаж о субботней демонстрации на Манхэттене.
Демонстранты, заполнившие изрядного размера сквер, ничего не покупали, кроме значков и левацких газет, и портили базарный день фермерам точно так же, как они испортят его час спустя хозяевам торговых точек на фешенебельной Пятой авеню. Фермеры чертыхались, но лишь в окружении своих.
Значки движения «Жизни черных важны», на которые я положил глаз, кончились у меня под носом, но я купил газету Internationalist с девизом «Построить революционную рабочую партию для борьбы за всех угнетенных». По поводу уже существующих партий газета утверждала, что «капиталистические партии — враги рабочих, чернокожих, латиноамериканцев, иммигрантов, молодежи, женщин…»
Не все участники протеста были столь мучительно серьезны. Две улыбчивые девушки повесили на дерево объявление «Бесплатные обнимашки», но при мне их предложением почти никто не воспользовался.
Стоявший у входа в метро веселый чернокожий хлопец выкрикивал: «Кто-то встревожен Трампом? Дайте мне пять долларов, и я расскажу вам, что делать в такой ситуации!»
«Кто-нибудь подкинет мне пару долларов? — крикнул он через несколько минут. — Я хочу добраться до Канады!»
В толпа понимающе хихикнули. Многие либеральные знаменитости грозились перед выборами уехать за границу в случае победы Трампа. Чаще всего в подобных разговорах упоминалась как раз Канада.
Латиноамериканка в темных очках пришла с плакатом «США может спасти только Эль Чапо», то есть мексиканский наркобарон, ожидающий сейчас выдачи в США. В прошлом Эль Чапо (Коротышка) угрожал Трампу в «Твиттере», а на минувшей неделе сокрушался по поводу победы этого «апологета ненависти, конфронтации, расизма, угнетения и женоненавистничества».
Седобородый мужчина, который представился мне как Тони и до пенсии работал инженером в аэрокосмической отрасли, держал плакат «Путин победил».
- Что вы имеете в виду? — спросил я.
- Что Трамп — это путинская марионетка.
- Откуда вы это знаете?
- Русские взломали компьютеры Демпартии, русские снюхались с Wikileaks… Достаточно? У Трампа огромные деловые связи в России…
- Да вроде нет, — сказал я.
- Есть, есть. Он не может занимать деньги у американских банков. Они ему не дают, потому что он несколько раз банкротился. Ему приходится занимать за границей. Он занимает деньги у русских олигархов.
Имя российского президента попалось мне потом еще раз. Молодая женщина на Пятой авеню высоко подняла над головой плакат с надписью «Trump — Hijo de Putin», что примерно можно перевести как «Трамп — Путин сын» («hijo de puta» — расхожее испанское ругательство).
Побузив в Юнион-сквере, толпа демонстрантов вышла на Пятую авеню и быстрым шагом направилась к трамповскому логову, лежащему в 40 кварталах к северу. Полиция вела себя отменно и расчищала дорогу колонне, сгоняя автомашины с авеню на соседние улицы.
«Подождите чуток, ребята! — периодически кричал в мегафон моложавый полицейский начальник, шедший во главе колонны. — Сейчас мы движение остановим и пойдем дальше».
Его подчиненные живо блокировали боковые улицы, на которых мгновенно вырастали бесконечные пробки, и колонна двигалась дальше, ощетинившись красными флагами с надписью «Социалистическая альтернатива» и скандируя рифмованные лозунги.
Среди них были Dump Trump! («Трампа на свалку!»), We Reject the President-Elect! («Мы не принимаем новоизбранного президента!») и Donald Trump Go Away — Racist, Sexist, Anti-gay! («Убирайся, Дональд Трамп, расист, сексист, противник геев!»).
Периодически заводила громко спрашивал: «Чьи улицы?!» — и толпа дружно вопила в ответ: «Наши улицы!»
«Как выглядит демократия?!» — спрашивал другой. «Вот как выглядит демократия!» — кричали в ответ. Услышав крики, туристы и горожане, высыпавшие на авеню в солнечный день, мгновенно выхватывали мобильники и начинали лихорадочно снимать толпу с тротуаров.
Давая отповедь Трампу, который выступает против абортов, девушки и часть юношей скандировали «Чье тело?! Мое тело!» и «Чей выбор? Мой выбор!»
Среди письменных транспарантов можно было увидеть «Нет расизму, нет Трампу!», «Адольф Трамп», «Власть народу!», «Трамп не заслуживает нашего уважения!» и другие.
Самым популярным слоганом, красовавшимся на бесчисленных плакатах, был Not My President! («Он не мой президент!»). Иногда мелькал и лозунг «Она мой президент!», но вообще имя Хиллари Клинтон упоминали поразительно редко.
Трамп почти на каждом предвыборном митинге обещал построить на границе с Мексикой высоченную стену и заставить самих мексиканцев за нее заплатить. Отсюда другой популярный лозунг — «Построим стену вокруг Трампа!»
Демонстранты периодически скандировали: «Скажи громко, скажи четко: беженцам здесь рады!»
По последним подсчетам, Трамп получил на несколько сотен тысяч меньше голосов, чем Хиллари Клинтон, но победил в коллегии выборщиков, что важнее. Как всегда бывает в таком случае, проигравшая сторона либо требует упразднить коллегию, либо призывает выборщиков стать «неверными» — этот термин обозначает выборщика, который в решающий момент голосует не так, как хотели пославшие его в коллегию избиратели.
Отсюда еще один лозунг в толпе — «Неверные выборщики, спасите США!»
К двум часам дня колонна демонстрантов добралась до 56-й улицы и уперлась в двойной алюминиевый барьер напротив салона Armani.
Это был последний рубеж перед резиденцией Трампа, которая вздымалась к небу в следующем квартале.
С той стороны барьера на демонстрантов смотрела цепочка красивых дюжих полисменов, которые выглядели уже не так добродушно, как их коллеги, сопровождавшие колонну до сих пор. На коленях у них висели толстые пучки белых пластиковых наручников, а сзади маячили редкие фигуры сотрудников Секретной службы в темных костюмах и со значками на лацканах.
Фото Владимира Козловского