1 июля исполняется 55 лет со дня рождения принцессы Дианы, первой супруги принца Чарльза
Леди Ди до сих пор остается в сердцах миллионов людей, которых она покорила при жизни. Она активно занималась миротворческой и общественной деятельностью, многое сделала для привлечения внимания мирового сообщества к проблеме СПИДа, а также для запрета и прекращения производства противопехотных мин. Диана так и не взошла на британский престол, но была и остается, даже после своей гибели, самым популярным членом королевской семьи. В 2002 году Диана заняла третье место в списке величайших британцев, который был составлен Би-би-си по результатам общенационального опроса.
1 июля 1961 года в Сандрингеме (графство Норфолк) в семье Джона Спенсера, представителя одной из самых влиятельных британских аристократических семей, родилась дочь Диана Фрэнсис Спенсер. Она была младшей из четырех детей — трех девочек и мальчика. Детство Дианы прошло там же, в Сандрингеме. Ее образованием занимались сначала домашние учителя. Когда девочке исполнилось восемь лет, родители развелись. Джон Спенсер добился того, что дети остались с ним. Вскоре он женился во второй раз. Дети невзлюбили мачеху, а та ответила им взаимностью. В результате граф Спенсер отправил всех своих отпрысков на учебу в разные частные школы. Диана оказалась в учебном заведении для девочек в графстве Кент. Свободолюбивой девочке не понравились местные строгие порядки. Она конфликтовала с преподавателями, а те ее считали плохой ученицей без особых способностей.
Отец вынужден был отправить Диану на учебу в Швейцарию, но и там она долго не задержалась. В 1977 году вернулась в Англию, обосновалась в Лондоне, где на 18-летие получила в подарок собственную квартиру стоимостью 100 тысяч фунтов (более 200 тысяч долларов по тем временам). Девушка поселилась там с тремя подругами и устроилась на работу помощницей воспитателя в детском саду.
Практически с самого рождения Дианы граф Спенсер планировал выдать ее замуж за сына королевы Елизаветы II. Вот только не за старшего — принца Чарльза, а за его брата принца Эндрю. Чарльзу предназначалась старшая сестра Дианы Сара. Диану готовили к предстоящему браку с Эндрю с детства. Фотография принца стояла на тумбочке возле кровати в ее комнате в Кенте. Она играла с юным принцем в Сандрингеме, благо королевское поместье и усадьба Спенсеров находятся рядом. Диану даже дразнили Герцогиней, поскольку именно такой титул она получила бы, выйдя замуж за Эндрю.
Но произошло непредвиденное — Сара Спенсер дискредитировала себя в глазах Елизаветы II. Девушка имела неосторожность заявить: «Мне все равно, чьей женой стать, принца или мусорщика, лишь бы между нами была любовь!» И эти слова попали в газеты.
Графу Спенсеру дали понять, что члены королевской семьи не обсуждают свою личную жизнь публично, следовательно, его дочь Сара не может рассматриваться как невеста принца Чарльза. Тогда Джон Спенсер собрал семейный совет, на котором постановил — «наследник британского престола все же станет моим зятем». Миссия заполучить Чарльза была поручена Диане, хотя она и возражала сначала. Отец был непреклонен и велел младшей дочери посещать все мероприятия, где появлялся принц Чарльз. Вскоре ее это даже увлекло. Реальность очень походила на женские романы, которыми Диана так зачитывалась. В них героини всегда выходили замуж за принцев.
План графа Спенсера сработал как нельзя лучше. Во время одного из загородных приемов Диана заметила, что Чарльз пошел прогуляться в одиночестве, и последовала за ним. Принц как раз переживал смерть своего двоюродного деда и наставника лорда Маунтбаттена, и сочувствие, проявленное девушкой, пришлось наследнику престола по душе. Вскоре Диану пригласили в королевский замок Балморал. Там Чарльз официально представил ее всем как свою близкую подругу. Диане было тогда 19 лет.
24 февраля 1981 года Букингемский дворец официально объявил о помолвке принца Чарльза и Дианы Спенсер. Невесту старшего сына Елизаветы II одарили драгоценностями. В частности, она получила обручальное золотое кольцо с 14 крупными бриллиантами и овальным голубым сапфиром весом 12 каратов.
Все было замечательно — как в романах, которые так любила Диана. Правда, была одна неприятная, даже унизительная процедура — невесту наследника осмотрел личный гинеколог королевы. Врач объявил, что Диана здорова и невинна. Однако биографы леди Спенсер утверждают, что это была лишь дань традиции. На самом деле, Диана стала женщиной, когда ей было 17 лет. У нее был роман с баронетом Дэниелом Уиггином, кстати, приятелем Чарльза. И это еще не все. По сведениям леди Кэмпбелл, автора двух книг о Диане, до замужества у младшей дочери графа Спенсера было как минимум пять мужчин, отношения с которыми нельзя назвать платоническими.
Но никто уже не хотел расстраивать свадьбу из-за этого. К тому же принцу Чарльзу, как потом выяснилось, тоже было что скрывать от невесты. Но об этом Диана узнала уже после венчания.
Церемония состоялась 29 июля 1981 года в соборе Святого Павла в Лондоне. Чарльзу было 32 года, Диане — 20 лет. Был организован прямой телерепортаж об этом событии. Его посмотрели 75 миллионов человек в разных странах мира. Все были счастливы, включая Елизавету II, которая на свадьбе «слегка подобрала подол платья и лихо сплясала джигу».
Новобрачные отправились в свадебное путешествие на борту королевской яхты «Британия». Однако медовый месяц стал для принцессы Дианы (именно так ее теперь величали официально) полным разочарованием. В романах, которые она читала, свадьбой все и заканчивалось. О самом браке в них не говорилось ни слова. Диана жаждала постоянного внимания, а Чарльз не собирался менять свой обычный распорядок. Принц несколько раз в день погружался в собственные дела. Он просматривал прессу, подписывал какие-то бумаги, читал книги по философии. А еще Диана страдала от булимии, которая развилась у нее из-за боязни растолстеть. Поев, она обычно сразу шла в туалет и с помощью двух пальцев избавляла желудок от пищи.
Устав от поведения молодой жены, Чарльз заперся в каюте и позвонил… Камилле Паркер-Боулз. Диана случайно услышала часть этого разговора. Для нее стало полной неожиданностью то, что у ее мужа была любовница! Об этой многолетней связи судачил весь высший свет Лондона, но до Дианы эти сплетни не доходили. Она потребовала от Чарльза немедленно прекратить эту связь. Он обещал жене, что сделает это, но обманул.
Бывший лакей Пол Баррелл, который прислуживал Чарльзу до его женитьбы, а потом стал личным слугой и ближайшим другом Дианы, вспоминал, что принц и принцесса так и остались чужими, несмотря на рождение детей. Чарльз часами просиживал в библиотеке, читая книги или слушая Гайдна. Диана закрывалась в своей комнате на втором этаже Кларенс-хауса и слушала совсем иную музыку, например, песни Уитни Хьюстон.
Принцесса была обычной молодой жительницей Лондона. Правда, ее отличали доброта и отзывчивость. Она постоянно встречалась с простыми людьми, помогала им. Однажды ей подарили дорогую шубу, и она отдала ее… бродяге, который замерзал зимой на улице. В другой раз, проезжая в лимузине по улице, увидела вульгарно накрашенную девицу, явно проститутку. Принцесса велела Барреллу остановить машину, подозвала эту особу и дала ей 100 фунтов. «Купи себе что-нибудь теплое. И чтобы в следующий раз, когда я буду здесь проезжать, ты была уже получше одета», — сказала она при этом. Пол Баррелл утверждает, что через пару недель Диана приказала ему специально отвезти ее на ту же улицу. Девица была на месте, в теплой куртке. «Принцесса осталась довольна, а я обливался холодным потом от страха, что нас заметят репортеры. И уже представлял себе заголовки в утренних газетах: «Принцесса Диана проводит время в компании проституток», — вспоминает Баррелл.
Чарльза коробило то, как его супруга вела себя с прислугой. Принцесса с удовольствием болтала с хранителем столового серебра Виктором Флетчером. Или шла на кухню посудачить с шеф-поваром Робертом Пайном, который угощал ее домашним мороженым. Или в буфетной вытирала посуду вместе с Полом Барреллом. «Кончилось тем, что принц Чарльз, к своему великому удивлению, застал в спальне принцессы лакея Марка Симпсона. Тот сидел на краешке кровати и преспокойно беседовал с Дианой, которую совершенно не смущало, что она была недостаточно прилично одета», — вспоминает Баррелл. Оказалось, что Марк пронес для принцессы во дворец бигмак из «Макдоналдса».
Именно слуги, которые обожали Диану, сообщили ей, что Чарльз по-прежнему встречается с Камиллой. Принцесса была вне себя. Но супруг не захотел выяснять с ней отношения. Вообще, это было не в его правилах. И тогда Диана тоже стала ему изменять. Баррелл знал о всех ее любовниках и даже тайком проводил их во дворец или помогал принцессе незамеченной выскользнуть на свидание.
Диана пыталась найти любовь в объятиях многих мужчин. В их числе обычно называют ее личного телохранителя Барри Маннаки, офицера Джеймса Хьюитта, (которого одно время даже считали настоящим отцом принца Гарри), канадского певца Брайана Адамса, хирурга Хасната Хана. Чарльзу, похоже, было все равно, главное, чтобы это не стало достоянием общественности. Например, когда у Дианы начался роман с банкиром Филиппом Данном, принц, зная об этом, лично пригласил финансиста присоединиться к ним с женой на отдыхе в Швейцарии.
А вот Елизавета II и ее муж принц Филипп пытались вмешиваться. Когда они узнали о любовной связи невестки с телохранителем, Барри Маннаки тут же был переведен в полицейское управление где-то в провинции. Кстати, ему эта любовная интрижка с принцессой не принесла ничего хорошего. Маннаки заявил, что готов продать свою историю газетчикам, и вскоре после этого погиб в автокатастрофе…
Возможно, все так и продолжалось бы, не брось Диана вызов Букингемскому дворцу. 20 ноября 1995 года Би-би-си показала телеинтервью, которое принцесса дала журналисту Мартину Баширу. В беседе с ним Диана заявила: «Да, я обожала Чарльза. Была влюблена в него. Но он предал меня». Журналист уточнил, говорит ли она о любовнице принца Камилле Паркер-Боулз? Диана ответила: «Видите ли, в этом браке нас было трое. Слегка тесновато, не правда ли?»
Ровно через месяц, 20 декабря 1995 года, Букингемский дворец сообщил, что Елизавета II направила письма Чарльзу и Диане, в которых советовала им развестись. Более того, поскольку Ее Величество рассматривает это как вопрос государственной важности, она уведомила обо всем правительство Великобритании и получила одобрение премьер-министра. Также она заручилась поддержкой со стороны церкви.
Это возмутило Диану. «Никто не имеет права вмешиваться в наши с мужем проблемы! Это мой брак, а мне тут говорят об интересах государства!» — негодовала она. Но развод был уже делом решенным. Его оформили окончательно 28 августа 1996 года. Стороны договорились никогда не обсуждать публично детали своей жизни в браке, а также расторжения оного. Известно, что Диана получила единовременно 17 миллионов фунтов (34 миллиона долларов) и ежегодные алименты в размере 400 тысяч фунтов (800 тысяч долларов). Она лишилась титула Ее королевское высочество, но сохранила право именоваться официально как Диана, принцесса Уэльская. При этом было объявлено, что Диана остается членом королевской семьи, поскольку является матерью двоих наследников престола.
Супруг Елизаветы II герцог Эдинбургский заявил бывшей невестке: «Если ты будешь себя плохо вести, моя девочка, мы лишим тебя и этого титула». Диана ответила ему: «Мой титул, Филипп, постарше, чем ваш». Принц Уильям поспешил успокоить мать: «Не волнуйся, мамочка! Когда я стану королем, сразу же верну тебе все титулы!»
Диана надеялась, что после развода Хаснат Хан сделает ей предложение, но врач не решился на это. В июне 1997 года они расстались. А в июле леди Ди начала встречаться с Доди Файедом, сыном известного бизнесмена Мохаммеда аль-Файеда. В прессе тут же появились слухи о том, что принцесса собралась замуж за мусульманина. Доди и Диана отправились в круиз на яхте, которую Файед специально приобрел для этих целей. Леди Ди хотела взять с собой и сыновей, но этим планам не суждено было сбыться. 31 августа 1997 года Диана и Доди погибли в автомобильной катастрофе в Париже…
Беря интервью у принцессы Дианы, Мартин Башир спросил: «Планируете ли вы со временем стать королевой?» Она ответила: «Мне хотелось бы быть королевой людских сердец, но я не представляю себя королевой этой страны». Ее желание сбылось. Миллионы британцев уже 20 лет называют ее Королевой сердец. Откровенные истории об интимной жизни любого известного человека обычно негативно влияют на отношение людей к этой персоне. Но только не к Диане. Эти истории сделали ее поистине народной принцессой. Люди увидели леди Ди в ином свете — как обычную женщину, которая жаждала любви и понимания, но не нашла их. И это не обозлило ее, не сделало черствой и глухой к бедам других.
В подготовке материала использованы воспоминания Пола Баррелла
и книга леди Колин Кэмпбелл «Подлинная Диана»