Классический город стандартов.
Индонезия представляет собой удивительно разноплановое туристическое направление. Ради пляжей и серфинга едут на Бали (впрочем, ради экскурсий тоже), любители истории мечтают о храме Боробудур на Яве, дайверы рвутся погрузиться в воды вокруг Сулавеси и архипелага Раджа-Ампат, а бывалые ценители настоящей экзотики отправляются на Новую Гвинею, где можно увидеть папуасов, только-только вышедших из каменного века. Но независимо от цели для большинства путешественников воротами в Индонезию становится ее столица Джакарта. В самом начале рассказа о ней стоит заметить, что это классический город контрастов. В нем есть и самые современные торгово-развлекательные центры, и сияющие деловые кварталы, но есть и неудобства, присущие всем азиатским мегаполисам: запруженные людьми и торговцами кварталы, иногда отсутствие тротуаров и т. д. Перемещаться по огромной Джакарте довольно утомительно из-за постоянно возникающих пробок и тянучек на улицах. Но, как бы то ни было, город вполне заслуживает того, чтобы провести в нем пару дней.
НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ
Сердце города — площадь Свободы, получившая такое имя после обретения Индонезией независимости от Нидерландов. Она считается одной из самых больших в мире. В самом ее центре — облицованный мрамором обелиск "Монумент Независимости" (Монас) высотой 137 м. Бронзовый факел на его вершине покрыт 33 кг золота. В цоколе монумента находится Музей национальной истории Индонезии, в который стоит заглянуть ради огромных диорам, показывающих различные этапы развития страны. А потом имеет смысл подняться на лифте на вершину Монаса, чтобы взглянуть на мегаполис с высоты. Открывшаяся панорама вас может удивить: одно-, максимум двухэтажное море зданий с островками небоскребов. От обелиска расходятся 4 дороги, которые делят площадь на парки, которые называются Север, Юг, Запад и Восток. Кроме редких растений вы можете увидеть здесь аксисов — представителей редкого вида оленей.
У монумента Независимости.
РЕЛИКТЫ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭПОХИ
Для тех, кто интересуется историей мореплавания и географических открытий, Джакарта всегда будет оставаться Батавией — так триста лет назывался центр владений голландской Ост-Индской компании. Именно отсюда управляла огромная колониальная империя территориями в Юго-Восточной Азии. Батавийский порт был местом, откуда экспедиции на парусных судах отправлялись искать новые земли или осваивать недавно открытые. Ощутить вкус колониальной эпохи можно в районе Старая Батавия, где вокруг площади Фатахиллах сохранились здания, построенные голландцами.
АРХИТЕКТУРА. Во-первых, это городская ратуша (сегодня — Исторический музей). Во-вторых, находящееся напротив ратуши кафе "Батавия". Изначально это здание служило резиденцией губернатора колонии. В 90-е годы прошлого века его отреставрировали, и сегодня кафе "Батавия" можно назвать образцом колониального стиля в архитектуре и интерьере. По колориту с ним может конкурировать разве что бар "Раффлз" в Сингапуре, который рекомендовал еще "певец колониализма" Редьярд Киплинг.
МОСТ. В старину Батавию рассекали каналы, по которым из порта в город доставляли грузы. Берега сохранившегося до наших дней Большого канала соединяет мост, построенный еще в XVII в. Тогда он связывал британский и голландский форты, расположенные на противоположных берегах канала. Сегодня мост — одна из наиболее посещаемых достопримечательностей города.
Старый город. Перед кафе "Батавия" на площади Фатахиллах всегда толпятся туристы.
История. Старинный голландский разводной мост через канал.
СТАРЫЙ ПОРТ НИКОГДА НЕ СПИТ
Уже на подлете к Джакарте замечаешь огромное количество судов в море. Но путешественнику интересен будет только старый порт Сунда Келапа, расположенный примерно в километре от Старой Батавии. Тех, кто ожидает увидеть нечто наподобие яхтенной бухты в Анталье, ждет разочарование. Потому что, в отличие от снобистских средиземноморских марин, Сунда Келапа — порт-трудяга. Вдоль причальной стенки пришвартованы традиционные индонезийские суда — пиниси. Кораблики с характерными обводами курсируют между бесчисленными островами архипелага, перевозя тонны необходимого для повседневной жизни груза. В Сунда Келапа постоянно что-то грузится, чинится, перекладывается с места на место. Всю эту возню сопровождают шум, пыль и не самые приятные запахи. Тем не менее, если не побывать в таком порту, то впечатление о стране будет неполным.
Беспокойное место. В порту до сих швартуются традиционные индонезийские парусники — пиниси.
Вид сверху. Причалы порта находятся в устье большой реки.
ОСТАНОВКИ НАД ЗЕМЛЕЙ И МЕТРОБУСЫ
Столица Индонезии — это гигантская агломерация (группа городов, слившихся в единую систему) с населением, достигающим 30 млн человек. Исходя из этой цифры, можно себе представить, насколько сложно здесь организовать общественный транспорт. Несмотря на множество отличных многополосных магистралей (Киев может обзавидоваться), ежедневно в часы пик Джакарта превращается в город пробок. Именно они вызывают больше всего нареканий у путешественников. Горожан выручает TransJakarta — система скоростного автобусного сообщения (обозначается аббревиатурой BRT). Для жителя украинских городов BRT настолько непривычна, что ее смело можно заносить в список достопримечательностей Джакарты. Самая заметная часть TransJakarta — остановки, приподнятые над дорогой на метровую высоту. Зайти на такую платформу можно либо по эскалатору, либо по пандусу. Платят пассажиры на турникете, как в метро. Автобусы TransJakarta очень длинные и просторные, с кондиционерами (в некоторых странах их называют метробусами). Для них на улицах отведены отдельные полосы, и в часы пик они без проблем обгоняют еле ползущие в тянучках стада автомобилей и мотороллеров.
Самое удивительное, что здешний средний класс в большинстве своем игнорируют преимущества метробуса и предпочитает часами дышать выхлопами в личных авто. Интересно выглядит контрход городских властей: в определенные часы запрещен выезд на важнейшие трассы автомобилей, в которых меньше трех пассажиров.
Автобусы. Очень просторные и оборудованы кондиционерами.