Очередь на блокпосту. Фото: Соцсети
С сегодняшнего дня контрольный пункт въезда-выезда "Зайцево" закрыт на неопределенный срок. Это связано с активизацией обстрелов со стороны боевиков и как следствие – ранением людей и повреждениями автомобилей. Сегодня.ua узнавала, какую роль блокпосты и контрольные пункты въезда-выезда сыграли в жизни дончан.
Как на государственной границе
Самые первые блокпосты появились в феврале 2014 года. Тогда, на Ясиноватский пост ГАИ пришли некие визитеры, скрывавшие лица под шарфами, представились общественными активистами и заявили, что намерены осматривать пассажирский транспорт. Ибо на Донецк надвигается беда – едут 700 представителей "Правого сектора" и надо бы воспрепятствовать.
Отчего гаишники спокойно разрешили неизвестным разбить палатки прямо возле поста и останавливать автобусы с недоумевающими людьми – еще предстоит разобраться правосудию. Но тогда дончане узнали, что такое блокпосты и начали привыкать к постоянному наличию паспорта в кармане.
Фото: Соцсети
Вскоре блокпостами боевиков были усеяны практически все дороги из Донецка в разных направлениях. Официальные пункты въезда-выезда, установленные украинскими властями, появились гораздо позже. И если сначала все ограничивалось банальной проверкой документов, то сейчас правила и порядки на линии разграничения сторон конфликта на Донбассе – пожестче чем на государственной границе. Главная проблема – дикие очереди из пешеходов и автомобилистов. Остальные помельче: взятки, контрабанда и нажива таксистов, перевозящих "на ту сторону" по цене авиабилета.
"За 200 гривен с человека в прошлом году перевозили от Майорска до Артемовска – это 25 километров. Сейчас ездят только между блокпостом в Майорске и КПВВ "Зайцево" – это 150 гривен, – поделился местный житель Александр Колюкаев. – Но возмущенных никогда не было – всем хотелось побыстрее перебраться на ту сторону".
За мзду можно было провезти немного больше разрешенного груза, например, несколько литров алкоголя или блоков сигарет или больше 50 килограмм продуктов. На продажу товары возят уже не стесняясь – на оккупированных территориях спрос на украинское как никогда велик.
Фото: Соцсети
"Давай тысячу рублей!"
В начале этого года и боевики решили добавить мирным жителям нервов, организовав свои таможенные посты на выезде с оккупированной территории. И теперь все въезжающие-выезжающие местные жители обязательно досматриваются, на предмет той самой контрабанды. Хотя местные жители говорят, что подобные меры связанны большей степенью с наполнением кармана "таможенников".
"Это средневековье какое-то, когда на дороге дежурили разбойники и взимали дань с путников, – сетует дончанин Алексей. – В конце января я ездил в Мариуполь. Конечно же, назад ехал не с пустыми руками. Купил продуктов, картошки, несколько игрушек для детей родственников. В общем, затарился по разрешенному максимуму. На украинских блокпостах было все нормально. А на Еленовке таможня "ДНР" меня просит к обочине свернуть. Досматривают. Говорят, что много всего везу – видеть не для себя, а на продажу. Один из их старших отвел меня, и говорит: "Давай тысячу рублей". А я что? Дал, конечно, выбора у меня не было".
Несмотря на видимость борьбы с контрабандой, товары с украинской территории попадают в Донецк без видимых проблем. Все что нужно – иметь кое-какие знакомства в "республике" и немного денег – тогда и проблем с ввозом не будет. Однако подобные схемы провоза стараются реализовать в обход лишних взглядов.
"Все знают трассы, которые ведут в Донецк, – рассказывает местный житель Илья. – Но, помимо основных автомагистралей есть еще уйма дорог, которые всем известны, но там стоят лишь незначительные блокпосты. Обе стороны знают о подобных дорогах, На одной стороне дал одним, на другой – другим. Вот и вся арифметика. Конечно, чтобы въезды-выезды выглядели официально, приходиться петлять очень много, по подобным дорогам. Расстояние из-за этого увеличивается почти в два раза. Подобные маршруты довольно опасны. К примеру, вояки "ДНР" сразу предупреждают, что масса автомобиля с грузом не должна превышать двух тонн, чтобы не сработали противотанковые мины".
Фото: Соцсети
"Туалеты с дырами… XXI век на дворе!"
Осенью прошлого года украинские власти перенесли контрольный пункт въезда-выезда "Бугас", на несколько километров в сторону Донецка. Теперь один из самых наиболее "популярных" блокпостов на Донецком направлении находится рядом с пгт Новотроицкое, за ним остается только нулевой украинский блокпост, в народе именуемый "Перлина" – по названию придорожного кафе неподалеку. Те, кто выезжает из Донецка, и прошли "таможню" и посты "ДНР" с первыми трудностями сталкиваются именно на "Перлине".
"Раз на раз не приходится, – рассказывает дончанин Сергей. – Бывает, что "Перлину" проходишь за 15 минут, а бывает, что мусолят очень долго. Пропускают 10 автомобилей в полчаса. А вот в "Новотроицком" уже серьезнее – досмотр, проверка документов. Бывало, стоял в очереди не по нескольку часов. А случалось итак, что целый день в очереди, а вечером блокпост закрывается. Приходилось возвращаться назад в Донецк, очень не хотелось ночевать в поле, а вдруг обстрел?".
Лидером по количеству людей и общего негатива в отношении всякого рода границ, пожалуй, все-таки являются блокпост в селе Майорск и КПВВ "Зайцево" под Артемовском. Гигантские очереди, кажется, не заканчиваются никогда, причем с обеих сторон, перевозки людей муниципальными автобусами из Майорска в Артемовск абсолютно неотрегулированы (автобусов не хватает, они ходят забитыми под завязку).
"Четыре часа в очереди на морозе. Автобус ходит раз в полчаса. Кусок лесопосадки вырублен – очень может быть, что на дрова. Люди из очереди развели неподалеку костер, пытаются хоть как-то согреться. Рядом трое мужчин строят деревянные туалеты – такие, с дырой посредине. Двадцать первый век!" – негодует дончанка Лидия Хрусталева. Примерно такая же ситуация на других блокпостах, хотя справедливости ради надо отметить, что биотуалеты там установлены международными гуманитарными миссиями.
Возле каждого блокпоста и КПВВ людей подстерегает опасность – минные растяжки. За прошлый год около ста человек наткнулись на этих невидимых убийц. Чаще всего на растяжки натыкались в лесопосадке под Волновахой, причем людей, спешащих по природной нужде в кусты, не останавливали даже грозные таблички "Мины!" О внешнем виде посадок и их характерном запахе уже и говорить не приходится.
Фото: Соцсети
Люди встречаются
Как рассказали нам дончане, в очередях возле линии разграничения у людей складывались и рушились целые судьбы. Кто-то случайно находил среди людей любовь на всю жизнь, некоторые семьи, прожив ночь в автомобиле, не успевшем проехать блокпост, распадались навсегда. "Однажды мы поехали в объезд очереди на КПВВ "Зайцево" через само село, и по пути водитель рассказал, что здесь живет старичок-травник, который успешно лечит все болезни и до войны к нему чуть ли не из-за границы приезжали. Намотали на ус, обязательно к нему приедем, как станет поспокойнее. В автомобильной очереди у Новотроицкого познакомились с преподавательницей английского из соседней машины, теперь сын занимается с ней дополнительно", – поделилась дончанка Екатерина Долженкова.
Из последних новостей: в Луганской области идет подготовка к открытию КПВВ в городе Золотое, а вот контрольный пункт въезда-выезда в Станице Луганской может быть временно закрыт по той же причине, что и "Зайцево" – в связи с обострением обстановки. Об этом сообщил глава Луганской облгосадминистрации Георгий Тука.