Индуистский храм. Одна из миниатюр известных святынь
Харьковский музей религий, посвященный их многообразию и особенностям, открылся всего несколько месяцев назад, но уже очень популярен.
В одном из залов собраны предметы с глубокими историческими корнями, которые использовались во время религиозных обрядов. А возраст некоторых из них достигает полутора тысяч лет! Во втором зале демонстрируются макеты древних храмов и святынь, которые позволяют незрячим тактильно узнать, как же выглядят культовые сооружения.
"В мире существует множество религий, и каждая из них заслуживает, чтобы к ней относились с уважением. Если мы начнем толерантно относиться к разным религиям, то сделаем наш мир лучше уже сегодня", — считает экскурсовод Ярослав Шкабура.
КУБОК В ЗОЛОТЕ — РОДОМ ИЗ ДВУХ МЕСТ
В древний потир когда-то наливали красное вино, глоток которого выпивали во время христианского обряда причастия. Уникальность экспоната заключается в том, что он состоит из двух частей, которые были созданы в разное время и в разных местах. Так, стеклянную чашу изготовили в Александрии (Египет) в VII веке.
Исследователи предполагают, что торговыми путями сосуд попал на территорию Крыма, где в IX веке мастера создали для него золотую оправу, украшенную драгоценными камнями. Тогда же кубок и приобрел религиозный окрас, на что указывает изображенный на дне мальтийский крест: этот символ был особенно популярен в Средневековье на южном побережье Украины.
НА ПЕРСТНЕ — ХРАМ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ШАРИКОВ
Уникальный золотой храмовый перстень — на сегодняшний день самый ранний из известных перстней подобного типа. Его изготовили в XII веке в ювелирных мастерских, которые были расположены в ремесленнической части Киева, на современном Подоле. Массивная верхушка перстня выполнена в виде объемной модели Первого Иерусалимского храма или Храма Соломона — самой почитаемой святыни среди иудеев, разрушенной около 2500 лет назад.
Миниатюрный храм спаян из сотен мельчайших золотых шариков диаметром меньше миллиметра. Каждое "зернышко" мастера напаивали по отдельности, поэтому столь тонкая работа занимала месяцы. Эксперты не уверены, кому же принадлежал этот перстень в свое время. Быть может, он был раввинским или княжеским. Впрочем, по словам экскурсовода Ярослава Шкабуры, перстень мог быть и обручальным.
МАСКИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С БОГАМИ И ФИГУРА В ГВОЗДЯХ
У африканских народов ритуальные маски олицетворяют определенного бога или духа. Когда шаман надевал маску, считалось, что в него вселяется божество, послание которого колдун передавал танцем. Каждое движение имело свое значение.
В Харькове также можно увидеть деревянную статуэтку с воткнутыми в нее гвоздями — символическое изображение духа природы Нкиси, который своим агрессивным видом отгоняет зло.
Создавая фетиш, шаман при забивании каждого гвоздя произносил заклинание, таким образом наполняя фигуру силой. Статуэтки Нкиси-Нкоди и сегодня воспринимаются как покровители, которые способны защищать от порчи и болезней, давать богатство и успех.
ОЖЕРЕЛЬЕ ДЕВОЧКИ-БОГИНИ ИЗ ЗОЛОТА И БАРХАТА
В Непале такое ожерелье из золота и бархата носит Кумари Деви — девочка, считающаяся живым воплощением индуистской богини. Кумари выбирают среди малышек возрастом от 3 до 5 лет, и до достижения половой зрелости девочка живет в своей резиденции, исполняя разнообразные "божественные" функции.
Для каждой Кумари лучшие ювелиры изготавливают комплект церемониальных украшений, но только это ожерелье бывшая "богиня" имеет право забрать. Представленное в Харькове ожерелье принадлежало Чини Шова Шакья, которая была Кумари в 1923—1931 годах.
ЗВУК РАКОВИНЫ СОБИРАЕТ ВЕРУЮЩИХ В ХРАМ
В Древнем Тибете белая раковина являлась духовым музыкальным инструментом, а также использовалась на поле боя для созыва войск, оповещения об атаке или начале битвы. Позже большие раковины превратились в ритуальный предмет, используемый и в буддизме, и в иудаизме.
В храмах обеих религий ими призывают верующих, возвещают о начале богослужений. Индусы верят, что громкий протяжный звук раковины несет духовное просветление, освобождает от материальных страданий и изгоняет злых духов. А тот, кто в нее трубит, постепенно обретает духовное счастье. Для буддистов же предмет символизирует благую весть, слово Будды и распространение его учения. В Индии такие ритуальные раковины часто покрывают резьбой, а в Тибете их обычно оправляют в металл и украшают цветными камнями.
ДАЛИ СОЗДАЛ "ЗОЛОТУЮ МЕНОРУ" В ЧЕСТЬ ЖЕНЫ
В музейную экспозицию также вошли предметы искусства, посвященные теме религий. Изюминкой этой коллекции являются работы знаменитого художника и скульптора Сальвадора Дали. Его массивная "Золотая Менора" выполнена из позолоченной бронзы. Казалось бы случайные мазки в средней части скульптуры — но на самом деле они складываются в лицо Моисея. Оказывается, символический семиствольный светильник Сальвадор Дали создал в честь своей жены и музы Галы, которая была еврейкой.
Художник восхищался любовью евреев к традиции и однажды сказал: "Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту Менору и "Стену Плача". Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу". Также в экспозиции представлена серебряная литография Дали "Скрижали Завета".