Харьковский художественный музей. Фото: museum.kh.ua
В двухэтажном здании на ул. Совнаркомовской, 11, расположился Харьковский художественный музей, в котором насчитывают около 25 тысяч экспонатов украинского и русского искусства последних шести веков. До Второй мировой в музее хранилось в три раза больше раритетов, но вывезти далеко на Восток и спасти удалось лишь чуть более 4000 самых ценных произведений.
Символ быстротечности. За влюбленными следит Смерть с часами
Одно из них — "Прогулка" немецкого гения Альбрехта Дюрера. Этой тончайшей гравировке на металле уже более 500 лет, и она является изюминкой коллекции. Согласно сюжету, красивая пара не спеша прогуливается по саду, в котором все цветет. Но из-за дерева выглядывает Смерть с песочными часами на голове. Шедевр символизирует быстротечность жизни.
ХАРЬКОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ "НЕБЕСНОГО ХУДОЖНИКА"
Одну из своих самых выразительных работ Сергей Васильковский написал в окрестностях Харькова еще в конце позапрошлого века. Автор показал украинскую природу, придав ей свой традиционный лирико-эпический подтекст. Особое внимание стоит обратить на небо: его автор всегда писал так, что его даже прозвали "небесным художником". Заметим, что Васильковский всегда очень трепетно относился к качеству своих работ. В свое время он побывал во Франции, где накупил множество красок и других необходимых для работы вещей, которых ему хватило на всю жизнь.
ТРУЖЕНИЦЫ, ПОРХАЮЩИЕ НАД ЗЕМЛЕЙ
Картина "Жницы", написанная в начале прошлого века, боготворит женский труд, а изображенные на полотне женщины могут показаться святыми. В картине прослеживается декоративность одежды, и становится ясно, что в таких нарядах женщины в поле не выходили. Художник Семен Прохоров будто хотел показать тружениц какими-то небожительницами: если присмотреться вниз, его героини идут по ярко-зеленой траве, усыпанной цветами, и едва касаются земли, будто порхают.
РАРИТЕТНОЕ ПОЛОТНО СО СВЯТЫМ ФИЛАНТРОПОМ
Работ голландца Иоахима Патинира, который творил в XVI веке, в мире осталось чуть более десятка, и одна из них — "Пейзаж со сценой о Святом Рохе" — хранится в музее. По легенде, Рох был богат, но раздал свое имущество бедным. А когда в Европе началась эпидемия чумы, он, помогая беднякам, заразился сам и ушел жить в лес, где его поддерживал ангел.
"ДЕМОКРАТИЧНЫЕ" КАЗАКИ: С БУЛЬБОЙ И СИРКО
В Харькове хранится одна из версий картины Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". 130 лет назад Репин создал две картины, и другая хранится в Третьяковской галерее. В петербургской версии, по мнению Павла Третьякова, изображена казачья элита. А вот харьковский вариант более демократичный: здесь показаны простые казаки с атаманом Сирко и фигурой, которую принято называть Тарасом Бульбой. В музее говорят, что ежедневно несколько раз в день картину осматривают специалисты. Регулярно сюда приезжают киевские реставраторы, чтобы в случае чего быстро устранить дефекты, возникающие из-за ветхости картины.
500-ЛЕТНИЙ ШЕДЕВР НА ДЕРЕВЕ С ДВУМЯ СЮЖЕТАМИ
На 500-летней картине "Крещение апостолом Филиппом эфиопского вельможи" существует два сюжета: обряд крещения на первом плане и разговор апостола с вельможей на втором. Автор картины, голландец Ян ван Скорел, показывает два события, тщательно поработав над пейзажем и раскрыв монументальность природы. Работы и Патинира, и Скорела написаны на дереве, что лишь прибавляет им уникальности. Обе картины были на выставке в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.
ПОРТРЕТ ВЛЮБЛЕННОГО ЖИВОПИСЦА
Василий Суриков — один из самых известных российских художников исторического жанра. Свой знаменитый портрет танцовщицы Натальи Матвеевой, который теперь хранится в Харькове, он писал около года. Художник был влюблен в героиню своего произведения, и это чувство оказалось последним в его жизни. Василий Суриков впервые увидел Наталью в Ялте: в тот момент дама читала книгу и сразу же успела покорить мастера своей необычайной осанкой, которую он передал на полотне. К слову, на выставке в Третьяковской галерее, посвященной портретам Василия Сурикова, именно харьковскую картину признали лучшей его работой в этом жанре.